Виды финансовых стратегий фирмы
Дивидендная политика компаний, находящихся в федеральной собственности
Первая категория таких правил не может иметь характера управленческих воздействий со стороны участников за двумя исключениями. Первое такое исключение связано с ситуацией, когда в качестве участника предприятия выступает государство -субъект международного права и внутренний законодатель. В этом случае государство определяет и особенную законодательную среду, и частично, в меру своего участия, распределение прибыли, образованной предприятиями с полным или частичным федеральным участием. Несомненно, что эта составляющая дивидендного управления важна, Второе из упоминавшихся исключение связано с возможными лоббистскими усилиями участников предприятий в отношении законодательных органов. Однако в силу больших затруднений с формализацией лоббистской деятельности она в рамках данного исследования не рассматривалась.
Следует отметить, что два последних из трех перечисленных выше регламентирующих механизмов, тоже представляющих собой материализацию управленческих воздействий участников, непосредственно российским законодательством в плане дивидендного управления не предусматриваются.
В самом деле, за исключением открытых акционерных обществ распределение чистой прибыли предприятия, отчуждаемой в пользу учредителей, безальтернативно производится в соответствии с законодательными регламентациями пропорционально абсолютным величинам их долей участия в предприятии. В этом отношении участники, на первый взгляд, не вправе изменить распределительное правило своими управленческими решениями (например, ввести параметрирование размеров дивидендов институциональными особенностями участника), т.к внешние законодательные регламентации задают пустую область допустимого дивидендного управления такого характера. Однако на самом деле и на учредительном собрании, и на общих собраниях участников принимаются решения относительно распределения долей в первоначальном капитале, изменения размеров первоначального капитала (складочного капитала, уставного капитала, уставного фонда и т.д.), а также в отношении основных параметров его приращения или уменьшения. Для ОАО и ЗАО, таким образом, также принимаются управленческие решения относительно основных параметров новых (второй и последующих) эмиссий акций предприятия. В частности, для организационно-правовой формы открытого акционерного общества могут вводиться разнящиеся между собой дивидендные преференции для владельцев обыкновенных и привилегированных акций. Кроме того, участники предприятий принимают управленческие решения о санкционировании переуступки прав участия в предприятиях, созданных в организационно-правовых формах с замкнутым множеством участников (например, хозяйственных товариществах, ООО, а также в ЗАО).
Однако последняя категория управленческих решений традиционно относится к категории институциональных или учредительских, т.к распространяется на существенно более широкую управленческую сферу, нежели чем исключительно на установление размеров индивидуальных дивидендов. Соответственно распределение суммарной доли прибыли предприятия, представляющей собой предпринимательский доход участников его участников, также вынесено за рамки данного исследования. Такое сужение было сделано также и потому, что отказ от него выводит на проблематику государственного строительства, государственного управления и прикладной юриспруденции, т.е. заведомо выходит за рамки выбранной квалификационной специализации.