Виды финансовых стратегий фирмы
Дивидендная политика компаний, находящихся в федеральной собственности
- ухудшения финансового положения компании1.
Проблема агентских отношений не нова. Почти три столетия тому назад А. Смит отмечал низкую эффективность менеджмента первых акционерных обществ, особенно характерную для Ост-Индской компании. Тем не менее большинство интересов инвесторов так или иначе совпадало с желаниями менеджеров, в связи с чем остроты агентских конфликтов, сопоставимой с современным уровнем, не наблюдалось.
Агентские взаимоотношения по-иному были рассмотрены М. Дженсеном и У. Меклингом в 1976 г. [9]. Именно в этот период происходит становление новой институциональной экономики, в рамках которой фирма уже не рассматривается как «черный ящик», связывающий данные на входе и выходе, неизвестно каким образом обработанные внутри. Значительное внимание теперь уделяется:
- институтам;
- контрактам;
- праву.
Агентскими отношениями М. Дженсен и В. Меклинг назвали контракт, в соответствии с которым один или несколько экономических аген-тов-принципапов привлекают другого субъекта- агента для осуществления определенных действий в их пользу с предоставлением агенту права принимать решения.
В контексте финансового менеджмента основными агентскими отношениями являются:
В 1965 г. Г. Манне ввел термин «рынок корпоративного контроля». В основе успешного функционирования данного рынка лежит предположение о наличии прямой взаимосвязи между эффективностью управления компанией и рыночной стоимостью ее акций. Таким образом, неэффективные действия менеджмента находят свое отражение в падении цен акций компании.
1) отношения между акционерами и менеджерами;
2) отношения между акционерами и кредиторами [1].
Хотя и первая, и вторая группа отношений оказывают непосредственное воздействие на деятельность компании, рассмотрим отношения, складывающиеся между акционерами и менеджерами.
Разделение прав собственности и прав контроля порождает агентские конфликты, предотвращение которых приводит к возникновению агентских издержек со стороны акционера.
В своей работе М. Дженсен и В. Меклинг выдвинули гипотезу об использовании дивидендной политики в качестве механизма корпоративного управления: для снижения величины агентских издержек акционеры направляют на выплату дивидендов свободные денежные средства, если они не могут быть эффективно инвестированы (freecashflowhypothesis). Ф. Истербрук также являлся сторонником данной гипотезы и классифицировал агентские издержки на издержки контроля менеджеров и издержки неприятия риска [8] (рис. 1).
Любая компания, выплачивающая дивиденды, сталкивается с потребностью привлечения финансовых ресурсов из внешних источников. Прежде чем принять решение о приобретении акций, потенциальные стейкхолдеры оценивают, насколько профессионален менеджмент компании. Таким образом, Ф. Истербрук объяснял снижение первой группы издержек.
дивидендные выплаты, по мнению Ф. Истербрука, являются механизмом, способствующим:
- снижению издержек неприятия риска;
- максимизации благосостояния акционеров.
Взгляды исследователей на проблему влияния качества корпоративного управления на дивидендную политику весьма противоречивы. Например, Р. Ла Порта рассматривал две гипотезы зависимости дивидендной политики от качества корпоративного управления, построенные на основе агентской теории [12].