Виды финансовых стратегий фирмы
Дивидендная политика компаний, находящихся в федеральной собственности
Как следствие, повысилась законотворческая деятельность. В конце 2010 г. в Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 22.04.1996 №39-Ф3 «О рынке пенных бумаг» были внесены поправки, предусматривающие повышение прозрачности структуры собственности и совершенствование процедур выплаты дивидендов. Кроме того, в 2010 г. был принят Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», способствующий распространению отчетности по МСФО.
Значительным достижением является присутствие представителей миноритарных акционеров в советах директоров большинства публичных российских компаний. Возможность таких инвесторов получать всю необходимую информацию и выражать свою позицию является дисциплинирующим фактором для крупных акционеров. Также следует отметить инициированную Правительством РФ практику включения независимых директоров в советы директоров.
Тем не менее, российская практика ведения бизнеса значительно отстает от западной. Это обусловлено тем, что корпоративная форма организации, внедренная в рамках массовой приватизации «сверху», является относительно новой
для современной России. К сожалению, фирмы еще не научились пользоваться всеми преимуществами корпоративной формы организации. По данным экспертно-аналитического доклада «Практики корпоративного управления в России: определение границ национальной модели», проведенного компанией KPMGв 2011 г.:
1) две трети опрошенных компаний рассматривают банковские кредиты и ссуды как приоритетный источник финансирования на ближайшие 3 года;
2) одна треть выбирает долговое финансирование;
3) лишь небольшое число российских фирм будут бороться за привлечение новых акционеров [6].
Существенным отличием российской акционерной собственности от большинства зарубежных компаний является высокий уровень концентрации, на основе которой сложился контроль доминирующего собственника. Как правило, внешние инвесторы не могут консолидировать достаточный пакет акций, чтобы уравновесить влияние контролирующего акционера или сменить его. То есть риск смены контроля в РФ не оказывает воздействия на менеджмент компаний. А это является основным элементом корпоративного управления на рынках англосаксонских стран.
Кроме того, продолжает увеличиваться участие государства в капитале публичных компаний. По данным исследования, проведенного агентством Standardand Poor's совместно с Центром экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической шкале (ЦЭФИР РЭШ), государству напрямую или опосредованно принадлежат контрольные пакеты акций 30 из 90 крупнейших публичных компаний [3].
Имеется множество проблем, обусловленных:
4) отсутствием стимулов для создания стоимости;
5) недостатком гибкости;
6) коррупцией.
Но кроме них в компаниях с государственным участием наблюдается смешение функций государства как акционера и как регулятора. Таким образом, внешние инвесторы подвергаются рискам того, что реализация социальной стратегической программы государства может осуществляться за счет акционерной стоимости.