Виды финансовых стратегий фирмы
Дивидендная политика компаний, находящихся в федеральной собственности
По оценке Службы рейтингов корпоративного управления агентства Standard&Pоors дивидендная политика является слабой областью корпоративного управления в России.
Немногие компании внедрили элементы корпоративного управления, выходящие за рамки требований Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и регулирующих актах. Так, промежуточные дивиденды, часто встречающиеся в международной практике, выплатили 14 из исследуемых 70 крупнейших российских компаний.
Конкретизация периода выплаты дивидендов отмечена в 21 компании, в которых формализовано правило выплаты не в течение 6 мес. после даты проведения собрания акционеров, а в течение 60 дней [6, с. 25].
Своевременное раскрытие информации выступает важным фактором повышения эффективности корпоративного управления, позволяет инвесторам достоверно оценивать его практику и риски инвестирования [1, с. 9-15]. По данным исследования агентства S&P [7, с. 12], за последние годы наблюдается рост доли компаний, объявляющих о рекомендованных советом директоров дивидендах до даты закрытия реестра акционеров (рис. 3).
Дивидендная история российских компаний коротка по сравнению с западными эмитентами. Тем не менее, присутствует надежда на появление отечественных «дивидендных аристократов», потому что это сулит в будущем повышенное внимание инвесторов. Занимая особое место в системе корпоративного управления, дивидендная политика способствует реализации прав и интересов акционеров.
Внедрение передовой практики корпоративного управления российских компаний в области дивидендной политики способствует реализации экономических интересов акционеров в получении дохода на капитал.
Приложение Е
Особенности Дивидендной политики в Российской Федерации. [Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент - 2010 ]
Еще до недавнего времени для российских предприятий было характерным отсутствие дивидендной политики как таковой. Немногочисленные случаи выплат дивидендов собственникам не играли особой роли ввиду незначительности объявленных сумм. Ситуация стала кардинально меняться лишь с 2001 г., когда многие крупные корпорации, заинтересованные в привлечении капитала с финансовых рынков, повышении своей репутации и качества управления, в формировании положительного имиджа в глазах зарубежных инвесторов, стали регулярно выплачивать дивиденды. Приблизительно в это же время в уставах и корпоративных кодексах ведущих отечественных предприятий появился пункт, раскрывающий содержание их дивидендной политики.
Рост доходов, стремление повысить инвестиционную привлекательность и капитализацию бизнеса, а также переход на мировые стандарты управления многих российских корпораций вынуждает менеджмент менять дивидендную политику и повышать выплаты владельцам акций.
Однако, несмотря на постепенный переход к общепринятой в мире практике в этой области, дивидендная политика отечественных фирм имеет свою специфику, обусловленную рядом факторов, наиболее существенными из которых являются:
диспропорции в развитии отдельных отраслей и структуре фондового рынка;
состав собственников, обусловленный особенностями механизма приватизации предприятий, в результате чего значительная доля акций принадлежит государству, узкому кругу лиц или менеджменту;