Виды финансовых стратегий фирмы
Достаточность международных резервов как предпосылка обеспечения макрофинансовой стабильности
Таким образом, окончательная формула расчета минимально допустимого размера международных резервов Украины должна иметь следующий вид:
Международные резервы = 30% краткосрочного внешнего долга +
+ 15% портфельных инвестиций + 15% денежной массы М2 +
+ 10% экспорта товаров и услуг.
Учитывая фактические значения отобранных показателей за 2011 г. (по состоянию на начало 2012 г.), по формуле рассчитаем количественный показатель предельного уровня международных резервов Украины - 42,4 млрд. дол. Как известно, фактический размер этих резервов по состоянию на начало 2012 г. был равен 31,8 млрд. дол., то есть был меньше минимально допустимого уровня на 10,6 млрд. дол
Вывод о неадекватности размера международных резервов Украины подтверждается и результатами анализа с использованием критерия Гринспена. При учете всех видов кредитных обязательств, срок оплаты по которым может наступить в течение года по первому требованию кредиторов, уровень покрытия резервами краткосрочного внешнего долга Украины по состоянию на начало 2012 г. был равен 56%, в то время как достаточным считается уровень 100%.
За 2011 г. счет текущих операций был сведен с дефицитом 9,3 млрд. дол., или 5,5% ВВП (2,2% ВВП в 2010 г.). В текущем году отрицательное сальдо счета текущих операций будет продолжать расти, поскольку цены на импортируемые энергоносители повысились, а конъюнктура на рынках металлопродукции ухудшается. При этом основными движущими силами несбалансированности текущего счета являются не только превышение импорта товаров и услуг над экспортом, но и низкий уровень национальных сбережений, а также наращивание потребительского и инвестиционного спроса, который отечественные производители удовлетворить не могут. В Украине проблемы несбалансированности текущего счета сочетаются с сокращением профицита финансового счета, который отражает как неблагоприятную конъюнктуру международного финансового рынка, так и низкий уровень кредитоспособности субъектов национальной экономики и государства.
Очевидно, что дефицит платежного баланса может финансироваться за счет изъятия международных резервов или дополнительного привлечения внешних ресурсов. Только в IV квартале 2011 г. для финансирования дефицита платежного баланса было использовано 2,5 млрд. дол. резервных активов, а их объем на начало июня 2012 г. составил 30,7 млрд. дол. При прогнозировании ситуации на будущее следует учитывать, что если размещение новых займов проблематично, а размеры золотовалютных резервов приближаются к опасно низкому уровню, то данный курс макроэкономической политики повлечет за собой углубление финансовых дисбалансов и раскручивание спирали валютно-банковского долгового кризиса.
События последних месяцев в Украине указывают на вероятность реализации классического сценария валютного кризиса III поколения (как начального этапа полномасштабного финансового кризиса). Данный сценарий предполагает, что при формировании существенного дефицита текущего счета, накоплении значительного объема внешних долгов и ожидании девальвации национальной валюты кредиторы отказываются от предоставления новых займов правительству и частным субъектам. Растет также спрос на иностранную валюту со стороны отечественных экономических агентов, что вызывает дисбалансы на валютном рынке, а массовый отток иностранного капитала и "бегство" от национальной валюты со временем провоцируют возникновение валютного кризиса.
Ситуация ухудшается тем, что в условиях неустойчивости банковского сектора и значительного объема накопленных внешних долгов неуправляемая девальвация национальной валюты даст толчок развертыванию цепной реакции кризиса, который распространится на все сегменты финансового рынка Украины и станет причиной кардинального снижения уровня производства.
Для предотвращения кризисного сценария развития событий особое значение приобретает проведение здоровой макроэкономической политики и взвешенной политики пруденциального регулирования деятельности финансовых учреждений, играющих чрезвычайно важную роль в уменьшении уязвимости валютно-финансовой позиции страны к влиянию кризисных факторов. На международной арене признано, что удовлетворение критериев долговой устойчивости, достижение низкой и предсказуемой инфляции, приближение реального обменного курса к равновесному уровню и эффективное регулирование финансового сектора существенно уменьшают вероятность распространения кризисных явлений. В частности, Р. Мохан и М. Капур обосновывают, что оптимальное реагирование на вызовы финансовой глобализации для стран с формирующимися рынками обеспечивают взвешенное управление государственным долгом, эффективное управление финансовым счетом платежного баланса, накопление достаточных международных резервов, целенаправленное использование пруденциальных инструментов и развитие внутреннего финансового рынка надлежащих глубины и прочности.