Виды финансовых стратегий фирмы
Достаточность международных резервов как предпосылка обеспечения макрофинансовой стабильности
А. Гош, Дж. Остри и Ч. Цангерид показали, что в период до 1997 г., когда финансовая интеграция стран была невысокой, самой весомой детерминантой прироста международных резервов было страхование на случай действия шоков текущего счета. После азиатского кризиса 1997-1998 гг. фактор сглаживания шоков финансового счета стал более значимым. В этот период ряд стран Азии взяли на вооружение политику искусственного занижения курса национальной валюты, которая реализовалась путем проведения стерилизованных интервенций на валютном рынке и повлекла за собой существенное увеличение международных резервов.
Результаты экономического развития стран Юго-Восточной Азии и Китая указывают на то, что такая политика была вполне оправданной. Для подтверждения факта стимулирующего влияния заниженного обменного курса В. Родрик провел эмпирическое исследование большой выборки стран с низким и средним уровнями доходов в 1950-2004 гг. Он установил, что в среднесрочном периоде темпы экономического роста были выше в странах с заниженным уровнем обменного курса. Недооценка национальной валюты определялась как отклонение реального обменного курса от ППС валют, скорректированного на эффект Балассы-Самуэльсона (учитывающий заниженность курса в странах с низким уровнем производительности труда).
А. Берг и Й. Миа показали, что взаимосвязь между уровнем обменного курса и темпами экономического роста носит линейный характер и распространяется на случаи, как недооценки, так и переоценки национальной валюты. Это значит, что чрезмерная ревальвация сдерживает экономический рост, а девальвация способствует экономическому подъему 5. Существенная ревальвация вредит экономике, поскольку уменьшает потенциально возможные объемы экспортного сектора (даже если повышение курса национальной валюты обусловливается действием фундаментальных экономических факторов), а искусственная девальвация срабатывает в обратном направлении и выполняет роль рычага развития экспортного сектора экономики.
Традиционно в международной практике использовались следующие простые и комбинированные показатели для оценки адекватности размера золотовалютных резервов страны.
. Международные резервы в месяцах импорта товаров и услуг. Считается, что резервы должны быть достаточны для покрытия трех месяцев импорта товаров и услуг на случай непредвиденного прекращения поступлений от экспорта и других притоков иностранной валюты.
. Международные резервы в процентах к краткосрочному внешнему долгу по остаточному сроку погашения. Он называется "критерий Гринспена" и свидетельствует о достаточности международных резервов для удовлетворения финансовых требований нерезидентов в течение года. Считается, если отношение резервов к краткосрочному долгу меньше 1, то вероятна ситуация, при которой правительство или резиденты страны в случае неблагоприятных изменений на международном рынке капиталов будут нарушать график внешнедолговых выплат. При определении краткосрочного долга по остаточному сроку погашения учитываются все виды кредитных обязательств, срок оплаты по которым может наступить в течение года по первому требованию кредиторов.
. Степень покрытия международными резервами дефицита текущего счета платежного баланса и годовых выплат в счет погашения и обслуживания внешнего долга. Данный критерий предложил министр финансов Аргентины П. Гвидотти. Он обосновал положение о том, что валютные резервы являются достаточными, если они обеспечивают все выплаты по внешнему долгу и покрывают прогнозируемый дефицит текущего счета платежного баланса в течение года.
. Степень покрытия международными резервами трехмесячного импорта товаров и услуг и годовых выплат в счет погашения и обслуживания долгосрочного внешнего долга. Указанный критерий адекватности резервов называется "критерий Редди" (Я. Редди - заместитель председателя Центрального банка Индии).
. Международные резервы в процентах к денежной массе М2. Достаточными считают резервы, покрывающие 20% денежной массы М2. Целесообразность применения такого критерия объясняется тем, что в странах с нестабильным спросом на деньги при возникновении кризисных явлений на международном или внутреннем рынках резиденты могут снизить требования к национальной денежной власти (например, путем изъятия депозитов из банков) и предъявить дополнительный спрос на иностранную валюту. Данный критерий предназначен для оценки степени прочности валютно-финансовой позиции страны в случае оттока национального капитала.
Указанные показатели резервов привлекают своей простотой и широко используются в практике валютного регулирования большинства стран мира. Но они позволяют оценить лишь один из аспектов уязвимости (в лучшем случае - два), могут подлежать свободной трактовке и давать противоположные результаты адекватности резервов (при использовании разных показателей).
Критерий адекватности международных резервов в месяцах импорта товаров и услуг следует использовать лишь в странах, внешние шоки для которых порождаются нестабильностью поступлений и выплат по текущему счету платежного баланса. Такие страны, как правило, ограничивают проведение операций с капиталом, трансакции финансового счета у них незначительны по объему. Однако, если указанные условия и справедливы для отдельных стран, то полное прекращение поступлений по текущему счету платежного баланса, которое лежит в основе данного критерия, маловероятно. Что касается количественного значения данного критерия, то не существует эмпирических доказательств достаточности резервов именно на уровне 3 месяцев импорта.