Виды финансовых стратегий фирмы

Пути увеличения доходной части бюджета
В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов увеличена ставка НДС с 18% до 20%. Новая ставка НДС будет применяться в отношении услуг и товаров, отгруженных с 1 января 2010 г.
Все плательщики Беларуси с 1 января 2010 г. получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально. Также с 2010 года предложено принимать при налогообложении все отраженные в бухучете затраты по производству, реализации продукции и услуг. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет.
С 24% до 12% снижена ставка налога на прибыль по дивидендам иностранных организаций [Закон о республиканском бюджете на 2010 год в принят в Беларуси // Экономика и бизнес [Электронный ресурс].
Кроме того, с 2010 года при исчислении и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, маркетинговые услуги.
Определенные изменения коснулись и подоходного налога. Стандартный налоговый вычет на каждого работника при исчислении подоходного налога с 2010 года увеличен с 250 тыс. бел. руб. до 270 тыс. бел. руб. Он будет предоставляться не только по месту основной работы. Кроме того, повышена величина предельного уровня заработной платы, в рамках которого предоставляется такой вычет, - до 1,635 млн. бел. руб. Произошли и другие изменения в части уплаты этого налога: с 24 до 48 базовых величин увеличен размер налогового вычета по страховым взносам граждан по договорам страхования жизни, с 15% до 12% снижается ставка подоходного налога по дивидендам [11].
В целом с вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами государств-основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части Налогового кодекса будет способствовать либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Беларуси. К настоящему времени отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.
В бюджете на 2011 год просматриваются две тенденции: довольно существенный рост расходов на социальные нужды и некоторое сокращение количества налоговых платежей. Как и ранее, основные доходы в казну принесут налоги и прежде всего НДС, доля которого в доходах казны постоянно растет и составит в 2011 году свыше трети налоговых поступлений. Далее с большим отрывом идет налог на доходы и прибыль, а удельный вес подоходного налога лишь немного превысит долю акцизов. Свыше 13% поступлений в бюджет страны должны принести доходы от внешнеэкономической деятельности. К слову, в этом году, по данным Минфина, такие доходы пока довольно значительно отстают от запланированных, как и объемы инвестиций. То есть, за рост доходов от внешнеэкономической деятельности придется побороться и, судя по всему, весьма напряженно.
Отличительными характеристиками проекта бюджета-2011 в части доходов станут:
кардинальное упрощение налогового администрирования;
снижение налоговой нагрузки.
Главой государства была поставлена задача радикального упрощения налоговой системы Беларуси. Для реализации данной задачи предлагается:
сократить количество налогов и сборов и периодичность их уплаты с целью уменьшения налоговой нагрузки на экономику;
усовершенствовать механизмы взимания основных налогов и расширить основные инвестиционные льготы;
коренным образом улучшить налоговое администрирование [22].
За последние 5 лет было отменено 26 налогов и платежей, включая оборотные налоги с выручки; реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы; завершена кодификация налогового законодательства и с 1 января 2010 года введен в действие основной налоговый закон прямого действия - Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь; с 2008 года отменены инструкции Министерства по налогам и сборам, содержащие правила расчета налогов (в настоящее время в дополнение к Налоговому кодексу Республики Беларусь постановлениями МНС установлены только формы налоговых деклараций и правила их заполнения); с 1 января 2009 года введена система электронного налогового декларирования, что значительно сократило издержки по подаче налоговых деклараций, их заполнению и расчету налогов (к данной системе сегодня подключено более 58,4% плательщиков (почти 50 тыс. субъектов)) [22].