Виды финансовых стратегий фирмы

Доходы государственного бюджета, их состав и структура
По социально-экономическому признаку различают четыре основные группы доходов:
личные доходы граждан;
от государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства;
от предприятий и организаций негосударственной формы собственности;
платежи иностранных и совместных предприятий.
Данная классификация дает наиболее полное преставление об источниках бюджетных доходов, о связи их с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства [Государственные финансы: уч.пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; под ред. Г.К. Мультана. - Минск: БГЭУ, 2005. - 166 с. , с.72].
Особое значение имеет их группировка по основным объектам обложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные ресурсы, земля, фонд оплаты труда, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленная стоимость) и др. [Государственный бюджет: уч. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. и др.; под общ. ред. М.И. Ткачук. - Минск: Выш. шк., 1995. - 240 с. , с.70]
Сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений и организаций непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства и т.п.). Платежи зависят от вида предприятия, формы его управления, организации коммерческой деятельности [Государственный бюджет: уч. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. и др.; под общ. ред. М.И. Ткачук. - Минск: Выш. шк., 1995. - 240 с. , с.70].
Ведущие страны демократии сегодня перераспределяют от 40 до 50% национального дохода. К внешним доходам относится национальный доход другой страны, если он заимствуется, например, в виде займов, а также национальное богатство, если оно выступает источником формирования доходов для другой страны (например, система колониальной зависимости).
К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемое внутри страны и используемое государством для осуществления своих задач [Балтгайлис, Ю. Основы управления финансами в переходной экономике на примере стран Балтии. Специальный выпуск журнала Латвияс Экономистс. - Рига, 1999. - 168 с. , с.25].
Существуют различные методы извлечения государством внутренних источников. Налоги, государственный кредит и эмиссионные доходы - это главные финансовые формы огосударствления части стоимости ВВП в денежной форме. Среди них важнейшим методом аккумуляции государством ВВП является налоговый, поскольку налоги обеспечивают основную часть государственных доходов [Анализ доходов государственного бюджета на примере Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://in1.com.ua/article/14672/>. - Дата доступа: 02.11.2010.].
По порядку и условиям зачисления доходы бюджетной системы классифицируются как:
закрепленные;
регулирующие;
собственные;
заемные.
Такая классификация закреплена законом о бюджетной системе. Закрепленные доходы - это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципа подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств. Правовой основой включения в бюджеты закрепленных доходов является бюджетное и налоговое законодательство Республики Беларусь [Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Практическое пособие. - Минск: «Молодежное научное общество». - 2000. - 250 с. , с.93; 9].
Под регулирующими доходами понимаются доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между выше- и нижестоящими бюджетами. В Республике Беларусь распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Формами регулирования являются также дотации, субвенции и субсидии.
Регулирующие источники доходов - это обычно общегосударственные налоги и доходы. Их устанавливают органы представительной власти. К ним в Республике Беларусь относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль [Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Практическое пособие. - Минск: «Молодежное научное общество». - 2000. - 250 с. , с.97].
Закрепленные и регулирующие доходы определяются как собственные средства бюджета. Они установлены законом. В случае же временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные и муниципальные займы. Отношение по поводу заемных средств регулируются законами о бюджетной системе, государственном внутреннем и внешнем долге, о местном управлении и самоуправлении, подзаконными актами Правительства и исполкомов местных Советов депутатов [Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Практическое пособие. - Минск: «Молодежное научное общество». - 2000. - 250 с. , с.96].