Виды финансовых стратегий фирмы

Доходы государственного бюджета, их состав и структура
Таблица 1 - Структура доходной части бюджета Республики Беларусь
Виды доходов бюджета |
Источники |
Процессы, обеспечивающие поступление средств в бюджет |
Налоговые доходы |
Экономическая деятельность, выраженная в создании ВВП |
Налогообложение экономической деятельности |
Неналоговые доходы и обязательные платежи |
Национальное богатство |
Доходы от приватизации, реализации золотовалютных резервов, деятельности государства как участника рынка, административные сборы |
Доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов |
Смешанные |
Различные отчисления и платежи |
Примечание - Источник: [-20 Формирование доходов республиканского бюджета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coolreferat.com/Формирование_доходов_ бюд- жета_Республики_ Беларусь_часть < /AppData/Local/Temp/AppData/Local/Temp/Temp1_allbest-r-00748740.zip/20 Формирование доходов республиканского бюджета %5bЭлектронный ресурс%5d. Режим доступа: http:/www.coolreferat.com/Формирование_доходов_ бюд- жета_Республики_ Беларусь_часть>. - Дата доступа: 10.11.2010.]
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существовали и существуют три основные канала денежных поступлений в бюджет:
государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за пользование которыми могут взиматься плата, вноситься определенные взносы;
обязательные платежи физических и юридических фирм, взимаемые в виде различных налогов и сборов;
привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки и др. [Государственный бюджет: уч. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. и др.; под общ. ред. М.И. Ткачук. - Минск: Выш. шк., 1995. - 240 с. , с.69].
Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства. В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Оценка налоговой системы осуществляется с позиций соответствия общепризнанным характеристикам - стабильности, справедливости и эластичности, определяющих ее эффективность. Имеется в виду, что налоги должны обеспечить необходимый уровень доходов для финансирования общегосударственных расходов, не создавая чрезмерного давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую функцию.
При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП [Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: уч. пособие / Т.В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003. - 289 с. , с.110].
При характеристике доходной части бюджета и оценке налоговой нагрузки нельзя не учитывать следующее важное обстоятельство: в состав бюджета включены государственные целевые фонды (см. таблица 1). Соответственно в доходы бюджета вошли и доходы целевых фондов, которые хоть и не относятся к налогам, но тем не менее являются обязательными платежами в бюджет [Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: уч. пособие / Т.В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003. - 289 с. , с.111].
Изменения в структуре налогов и платежей в целевые бюджетные фонды вызвали реструктуризацию налоговой нагрузки. Включение доходов внебюджетных фондов в состав доходов государственного бюджета позволяет нам рассматривать их в единстве при определении совокупной налоговой нагрузки.
Таким образом, в налоговой нагрузке выделяются две составляющие: налоговая и неналоговая (разделение условно, поскольку отчисления в целевые фонды имеют все признаки налогов). Образование целевых бюджетных фондов и введение неналоговых платежей, увеличение их доли в налоговой нагрузке связано с объективно возникающей в ходе рыночных преобразований необходимостью государственной поддержки отдельных отраслей, развития инфраструктуры и другими важнейшими задачами, которые в условиях ограниченности средств бюджета могут быть профинансированы за счет целевых поступлений в специальные фонды.