Виды финансовых стратегий фирмы

Анализ структуры доходов бюджета Республики Беларусь и тенденции ее развития
Консолидированный бюджет Республики Беларусь включает в себя республиканский и местный бюджеты, которые имеют свои особенности, в частности и в структуре доходов. Это связано с тем, что определенные группы, подгруппы и виды доходов не входят в один бюджет, а входят в другой либо входят, но в различной мере. Необходимо отметить, что структура доходов республиканского и местных бюджетов имеет наряду с различиями и ряд сходств. Так, наибольшую долю в структуре доходов как республиканского, так и местных бюджетов занимают налоговые доходы. При этом доля налоговых доходов местных бюджетов растет, а республиканского сокращается (за период с 2008 по 2009 год их доля снизилась более чем на 11 процентных пункта) [http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year09/yd09 дата доступа: 20.11.2011/ <http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year09/yd09%20%20%20дата%20доступа:%2020.11.2011/>].
Большую долю (более 30%) занимают в республиканском бюджете взносы на государственное социальное страхование. Среди налоговых доходов преобладают косвенные налоги, которые занимают почти 25% доходов республиканского бюджета. Причем доля НДС постоянно увеличивается, а акцизов сокращается. Около 17% всех поступлений приходится на налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Можно также отметить тенденцию устойчивого роста неналоговых доходов: в 2010 году они выросли почти в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом и составляют 7,8% всех доходов республиканского бюджета. Необходимо отметить, что очень маленькую долю занимает подоходный налог - только 3-5% общего объема всех поступлений в республиканский бюджет.
Как уже отмечалось ранее, в структуре доходов местных бюджетов преобладают налоговые поступления, которые имеют устойчивую тенденцию роста. В группе налоговых доходов, в отличие от республиканского бюджета, преобладают прямые налоги: подоходный налог, налог на прибыль и налог на собственность. В сумме в 2010 году они составили 34% всех поступлений в местные бюджеты. Наибольший удельный вес занимает подоходный налог, доля которого увеличивается с каждым годом и в 2010 году составила 19% всех доходов местных бюджетов. Доли налога на прибыль и налога на собственность в 2010 году сократились и составили 8,05% и 6,61% соответственно. Косвенные налоги местных бюджетов представлены акцизом и НДС. Доля НДС в структуре доходов местных бюджетов повысилась в 2010 году по сравнению с 2007 годом и составила 16%. Таким образом, НДС имеет достаточно большой удельный вес в общей сумме доходов. Что касается акциза, то его доля составляет менее 1% доходов местных бюджетов [<http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year10/yd10/>].
Второй по значимости группой доходов местных бюджетов являются безвозмездные поступления из республиканского бюджета в виде межбюджетных трансфертов. Их доля в структуре доходов бюджета в последние годы снижается, что является положительной тенденцией, так как этот факт свидетельствует о повышении самостоятельности местных бюджетов и постепенном переходе местных бюджетов на полный хозяйственный расчет. В 2007 году безвозмездные поступления составили 34,33%, в 2008 году - 28,89%, а в 2010 году снизились до 27,28% от всех доходов местных бюджетов.
Третьей группой доходов местных бюджетов являются неналоговые доходы. Их роль в формировании доходной части местных бюджетов возрастает. Если в 2007 году доля этой группы доходов составляла только 3,52%, в 2008 году - около 5%, в 2009 году - 5,3%, а в 2010 году наблюдалось небольшое снижение - 4,8% [<http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year09/yd09/> <http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year10/yd10/>].
На 2011 год Законом «О республиканском бюджете на 2011 год» был утверждён республиканский бюджет по доходам в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей, в том числе налоговые доходы 30 020 678 778 тыс. рублей (то есть почти 90% всех доходов консолидированного бюджета), неналоговые доходы в размере 3 588 017 426 тыс. рублей или 11% от общей суммы доходов. Таким образом, если до 2010 года налоговые доходы составляли 60-70% доходов консолидированного бюджета, то в 2011 году они составят почти 90%. Это связано с тем, что с 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета [http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000176&p2={NRPA} <http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000176&p2=%7bNRPA%7d>О республиканском бюджете на 2011 год ].