Виды финансовых стратегий фирмы

Анализ структуры доходов бюджета Республики Беларусь и тенденции ее развития
Впрочем, распределение доходов от этих налогов по регионам существенно отличается.
Так по данным на 2009 год в Могилевской области ведущие позиции принадлежат подоходному налогу, на который приходится 19,8% налоговых поступлений бюджета, далее НДС - 18,2%, налог на прибыль - 12,4%, акцизы - 9%. Всего же от этих 4 налогов в областной бюджет поступает более половины доходов - 58%.
В Гомельской области ситуация обратная. Здесь более ¼ доходов консолидированного бюджета поступает от акцизов. Далее следует налог на прибыль - 17,7%, подоходный налог - 13,3%, НДС - 10,5%.
Акцизы занимают лидирующее место в структуре доходов бюджета Витебской области - 33,4% от общего объема поступлений. Далее в регионе идет налог на добавленную стоимость - 22,7%, подоходный налог - 12,3% и налог на прибыль - 9,1%.
В Брестской области наиболее высокий удельный вес занимает подоходный налог - 22,2%. Доля НДС составляет 14,8%, налог на прибыль - 14,7%, акцизы - 8,1%, отчислений на недвижимость - 4,2%. За счет этих налогов обеспечивается более 70% доходов бюджета указанного региона.
В структуре доходов консолидированного бюджета Минской области основная доля от налога на прибыль - 24,6%. Поступления подоходного налога составляет 19%, НДС - 11,4%, дивиденды по акциям и доходам от других форм участия в налогах - 7,8%, акцизов - 5,4%, налог на недвижимость - 4,6% [Ермак, Д. Налоговые доходы бюджета // Финансы, учет, аудит. Научно-практический журнал. - 2010. - №8. - с. 38., С 38].
Также немаловажен тот факт, что государственные организации остаются основными плательщиками белорусской казны. Данный факт является характерным для Республики Беларусь. По данным МНС, в первом полугодии 2009 года за счет налоговых платежей госпредприятия сформировали более 64% доходов консолидированного бюджета страны. В его формировании участвовало более 150 тысяч организаций, 229 тысяч индивидуальных предпринимателей и 2,8 млн. физических лиц. Налоговые платежи организаций в бюджет составили 15,1 трлн. руб. При этом на долю представителей государственного сектора экономики пришлось более 64% доходов бюджета.
Наиболее высокие налоговые платежи от государственных и приравненных к ним организаций в Витебской области (81,1% в общих доходов областного бюджета), в Гродненской области - 73,7%, в Брестской - 64,9%, в Минской - 55,6% [Ермак, Д. Налоговые доходы бюджета // Финансы, учет, аудит. Научно-практический журнал. - 2010. - №8. - с. 38. С 38].
Высокий удельный все госсектора в доходах бюджета свидетельствует о незначительных темпах развития частного бизнеса в регионах нашей страны.
Основную часть налоговых поступлений консолидированного бюджета обеспечивают плательщики Минска - 42,6%, на долю Гомельской области приходится 14%, Витебской - 12%, Минской - 11%, остальных регионов - 20,4% [Ермак, Д. Налоговые доходы бюджета // Финансы, учет, аудит. Научно-практический журнал. - 2010. - №8. - с. 38. С 38].
Рисунок 2.2 - Динамика прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете Республики Беларусь
Примечание - Источник: собственная разработка на основе: [<http://www.busel.org/texts/cat5vy/id5awneno.htm> дата доступа:23.11.2011 О состоянии государственных финансов Республики Беларусь
<http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year10/yd10/> <http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year09/yd09/> дата доступа: 23.11.11 ].
Таким образом, косвенные налоги являются преобладающими в доходах бюджета [<http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year10/yd10/>]. Если обратиться к опыту зарубежных стран, то можно заметить, что в экономически развитых странах прямые налоги преобладают над косвенными. Что касается нашей страны, то доля косвенных налогов составила 52,57% в 2007 году, 55,36% в 2008 году, 57,36% в 2009 году и 58,9% в 2010 году. Из вышеперечисленного следует, что доля косвенных налогов в Республике Беларусь растет. Это связано тем, что косвенные налоги отличаются простотой взимания, а также с тем, что их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства.