Виды финансовых стратегий фирмы
Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц
* Россия - по состоянию на 01.01.2010 г.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время перед руководителями Российской Федерации стоит задача преобразовать экономику, перевести ее на новые рельсы и продвинуться на пути экономического развития в направлении достижения благосостояния каждого гражданина. Здесь основной предпосылкой является рациональное подоходное налогообложение физических лиц, которое наиболее приближается к социально-ориентированной товарно-денежной экономике.
Налог на доходы с физических лиц связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.
Социальный потенциал налоговой системы в современной России, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне - и малообеспеченным слоям населения практически не используется. Введенная с начала 2001 г. система налогообложения индивидуальных доходов граждан не оправдала себя и были внесены изменения.
Возврат прогрессивной шкалы налогообложения в России мог бы улучшить ситуацию в социальной сфере. Плоская 13%-ная шкала подоходного налога несправедлива по отношению к работникам бюджетной сферы с низкой заработной платой. Для решения социальных задач необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения.
Плоская шкала налогообложения не привела к существенному увеличению поступления сумм в бюджет точно так же, как капиталы не стали выходить из тени и возвращаться из-за границы. Поступление средств в бюджет должно следовать не только из налогового законодательства, но и из усиления контроля за капиталом.
На наш взгляд, для устранения «конвертной» схемой зарплаты и совершенствования НДФЛ необходимо осуществить следующие изменения:
Во-первых, следовало бы законодательно установить предел, ниже которого работодатель не имеет права выплачивать заработную плату наемным работникам и привязать эту сумму к прожиточному минимуму и освободить от налогообложения, то есть установить стандартный вычет.
Во-вторых, следует установить прогрессивную шкалу налогообложения по ставкам, при этом, изменить механизм налогообложения, установив объектом налогообложения совокупный доход налогоплательщиков.
В-третьих, после всех этих изменений, требуется принятие мер по установлению действенного контроля за доходами налогоплательщиков и за движением наличных денег в экономике. Так же следует предоставить налоговым органом право отслеживать прирост имущества и уровень потребления за определенный период, как это делается во всех развитых странах, где одного факта осуществления расхода достаточно, достаточно, чтобы предъявить лицу обвинение в неуплате налога.
Такой порядок вынуждает налогоплательщиков получающих крупные суммы незаконных (неучтенных) доходов искать возможность заплатить с них налоги. Одновременно необходимо ужесточить ответственность за злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц налоговых органов и за нарушение прав налогоплательщиков.
Эти меры принесут положительный результат только в случае последовательной их реализации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица. Стандартные налоговые вычеты
№ п/п |
Стандартный налоговый вычет |
Размер вычета (за каждый месяц календарного года) |
Налогоплательщики, на которых распространяется вычет |
Условия предоставления вычета |
1 |
Вычет на самого налогоплательщика |
3000 руб. |
Лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
Вычет предоставляется за каждый месяц календарного года независимо от суммы полученного с начала года дохода |
Лица, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС | ||||
Лица, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС | ||||
Лица, пострадавшие вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча | ||||
Лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия | ||||
Лица, непосредственно участвовавшие в ликвидации радиационных аварий | ||||
Инвалиды Великой Отечественной войны | ||||
Другие категории лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 218 НК РФ | ||||
2 |
Вычет на самого налогоплательщика |
500 руб. |
Герои Советского Союза | |
Герои Российской Федерации | ||||
Лица, награжденные орденом Славы трех степеней | ||||
Участники Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР | ||||
Лица, находившиеся в Ленинграде в период его блокады | ||||
Бывшие узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания | ||||
Инвалиды с детства | ||||
Инвалиды I и II групп | ||||
Родители и супруги военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте* | ||||
Родители и супруги государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей* | ||||
Другие категории лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ | ||||
3 |
Вычет на самого налогоплательщика |
400 руб. |
Все остальные категории налогоплательщиков, не включенные в подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ |
Вычет предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика с начала календарного года (облагаемый НДФЛ по ставке 13%) превысил 20 000 руб. (с 2009 года - 40 000 руб.) |
4 |
Вычет на каждого ребенка налогоплательщика |
600 руб. (с 2009 года - 1000 руб.) на каждого ребенка |
Родители, супруги родителей, на обеспечении которых находится ребенок (с 2009 года - также приемные родители, супруга или супруг приемного родителя) |
1. Вычет предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика с начала календарного года (облагаемый НДФЛ по ставке 13%) превысил 40 000 руб. (с 2009 года - 280 000 руб.). 2. Вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет |
1200 руб. (с 2009 года - 2000 руб.) на каждого ребенка |
Родители, супруги родителей, на обеспечении которых находится несовершеннолетний ребенок-инвалид (с 2009 года - также приемные родители, супруга или супруг приемного родителя) | |||
Родители, супруги родителей, на обеспечении которых находится ребенок - учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет, являющийся инвалидом I или II группы (с 2009 года - также приемные родители, супруга или супруг приемного родителя) | ||||
Вдовы, вдовцы, одинокие родители (с 2009 года - единственный родитель, единственный приемный родитель)** | ||||
Опекуны или попечители ребенка, каждый из приемных родителей ребенка (с 2009 года - опекуны или попечители ребенка) | ||||
2400 руб. (с 2009 года - 4000 руб.) на каждого ребенка |
Вдовы, вдовцы, одинокие родители (с 2009 года - единственный родитель, единственный приемный родитель), на обеспечении которых находится несовершеннолетний ребенок-инвалид*** | |||
Вдовы, вдовцы, одинокие родители (с 2009 года - единственный родитель, единственный приемный родитель), на обеспечении которых находится ребенок - учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет, являющийся инвалидом I или II группы*** | ||||
Опекуны или попечители, каждый из приемных родителей (с 2009 года - опекуны или попечители ребенка) несовершеннолетнего ребенка-инвалида | ||||
Опекуны или попечители, каждый из приемных родителей (с 2009 года - опекуны или попечители ребенка) ребенка - учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента в возрасте до 24 лет, являющегося инвалидом I или II группы |