Виды финансовых стратегий фирмы

Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц
Следует обратить внимание на то, что в Налоговом кодексе РФ есть некоторая особенность в порядке предоставления вычетов, составляющих необлагаемый минимум: вычеты предоставляются налогоплательщику ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит определенную величину. Количество вычетов зависит не только от полученной суммы, но и от распределения дохода в течение года. Получить основную сумму дохода предпочтительнее в конце года. В таком случае количество вычетов, предоставленных за год, будет больше, чем, если бы большая часть дохода была получена в начале года. Соответственно сумма налога, исчисленного за год с одной и той же суммы дохода, будет отличаться в зависимости от времени получения дохода. Такое неравенство в отношении причитающегося к уплате налога с одинаковых сумм дохода некоторые критики называют дискриминацией в оплате труда, запрещенной Конституцией РФ.
Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета может быть больше, если устранить из налогового законодательства отдельные несоответствия научным принципам налогообложения, неясности, противоречия, дающие возможность налогоплательщикам в ряде случаев уклоняться от уплаты налога и не позволяющие налоговым органам эффективно осуществлять администрирование налога на доходы физических лиц.
Одной из первоочередных задач по оптимизации налогового администрирования в части совершенствования гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, является изменение порядка предоставления стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. И если проблема порядка предоставления стандартных налоговых вычетов в основном решена поправкой в ст. 218 НК РФ, предоставившей всем налоговым агентам, а не только работодателям, право предоставлять стандартные налоговые вычеты, то проблема изменения порядка предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов далека от своего решения и гораздо более серьезна по последствиям.
На сегодняшний день социальные и имущественные налоговые вычеты налогоплательщикам могут предоставлять только налоговые органы и многие финансовые работники убеждены, что такой порядок необходимо сохранить. Это позволяет, по их мнению, более тщательно подходить к каждому случаю возврата. Однако это приводит к ряду негативных последствий, не лежащих на поверхности.
Государственный подход к этой проблеме состоит в том, чтобы предоставить налоговым агентам право предоставлять все виды налоговых вычетов.
Данный подход должен соответствовать следующим классическим принципам налогообложения: принципу удобности, предполагающему, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика: принципу экономии, заключающемуся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Применительно к современным условиям, принцип удобности должен учитывать затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. Во времена А. Смита эти затраты для граждан были минимальными, но при современных системах налогообложения расходы граждан и предприятий на выполнение этих
обязанностей оказываются весьма значительными, и иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога.
Принцип экономии применительно к современным условиям требует сокращения затрат государства (главным образом налоговых органов) на единицу взимаемого налога и уменьшения затрат общественного труда на уплату налога.
При предоставлении социальных и имущественных налоговых вычетов налоговыми агентами, затраты общественного труда уменьшаются примерно в 8 раз по сравнению с действующим порядком предоставления налоговых вычетов налоговыми органами. Экономия общественного труда налицо.
Налогоплательщикам в данном случае не надо будет тратить время на сбор Справок о полученных доходах, поскольку вычет будет предоставляться по мере получения дохода налогоплательщиком от данного налогового агента в течение календарного года, на визит в налоговый орган, на заполнение и сдачу налоговой декларации, при этом существенно упрощается вся процедура предоставления налогового вычета.