Виды финансовых стратегий фирмы

Особенности налоговых рисков по налогу на прибыль организаций
При формировании резерва в налоговом учете имеются ограничения по сроку возникновения долга, а также по сумме выручки за соответствующий отчетный (налоговый) период - 10% от выручки как предельная сумма отчислений в резерв (табл.3)
Таблица 3
Зависимость суммы долга, включаемой в резерв, от срока существования долга
Срок, прошедший с момента возникновения долга |
Проценты от суммы долга, которые отчисляются в резерв |
Более 90 календарных дней |
100% |
От 45-90 календарных дней (включительно) |
50% |
Менее 45 календарных дней |
Не включается |
Долг протяженностью до 45 дней считается "свежим" и не вызывающим опасений, так как по такому критерию ничего не резервируется. Протяженность долга в промежутке 45-90 дней может быть "сигналом опасности", что предполагает резервирование 50% суммы долга. Период возникновения долга свыше 90 дней - сигнал тревоги и готовности к действию с резервированием суммы долга в полном объеме. В этой связи само ранжирование долгов по протяженности - количество дней от даты, следующей за датой, указанной в договоре, до даты инвентаризации - не видится логичным в силу того, что учитываются только пределы отчетного периода по налогу на прибыль организаций (90 дней). Но данные временные пределы не коррелируют с одним из ключевых критериев перехода сомнительного долга в ранг безнадежного - истечение срока давности (3 года), что рассматривается как аргумент в пользу отказа от подобных ограничений по схеме бухгалтерского учета. Это предполагает возможность резервирования средств на покрытие убытков от безнадежных долгов в сумме, полностью соответствующей выявленным в процессе инвентаризации задолженностей. Также важно отметить, что инвентаризация самого резерва по окончании отчетного (налогового) периода может рассматриваться как гарантия уплаты налога на прибыль организаций [24, с.66].
Таким образом, использование резерва по сомнительным долгам как инструмента оптимизации налоговых платежей по налогу на прибыль организаций дает возможность снизить вероятность возникновения налоговых рисков по налогу. Однако из-за методической некорректности, а также включая во внимание остальные причины и обстоятельства, формирование и использование резерва по сомнительным долгам не представляется возможным в полной мере, что, словно индикатор возникновения рисковой ситуации, привлекает особое внимание налоговых органов.
По оперативным данным ФНС России, основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 22,8%, НДФЛ - 19,4%, НДПИ - 22,4%, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 17,7% (рис.1) [61, с.88].
Рис.1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам в январе-августе 2012г., в % к итогу.