Виды финансовых стратегий фирмы

Сущность и значение налоговых рисков
Четвертый этап - выбор методов воздействия. Это определение наиболее эффективных методов воздействия на риски для минимизации отрицательных последствий рисковых событий. Для налоговых рисков целесообразно выделить следующие методы: уклонения, локализации, передачи и мониторинга рисков.
Уклонение от налоговых рисков предполагает выбор определенной системы налогообложения и отказ от применения налоговых оптимизаций и налоговых схем в целях уменьшения вероятности наступления негативных последствий. Одним из современных способов уклонения от налоговых рисков является передача ведения налогового учета и отчетности в аутсорсинговую компанию, которая берет на себя все риски, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Локализация рисков предусматривает выделение наиболее опасных участков в применяемой системе налогообложения для усиления контроля и снижения уровня риска.
Передача риска осуществляется путем возложения ответственности за наступление нежелательных последствий на третьих лиц - аудиторскую компанию, страховую организацию на основе заключения соответствующих гражданско-правовых договоров.
Мониторинг налоговых рисков предполагает постоянное наблюдение за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей, проведение анализа сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей, их динамики для выявления определенных тенденций. Кроме того, предприятию необходимо придерживаться концепции системы планирования выездных налоговых проверок, а именно критерий самостоятельной оценки рисков.
Пятый этап - контроль и корректировка. Это последний этап управления налоговыми рисками, который заключается в определении отклонения фактических налоговых показателей и показателей финансово-хозяйственной деятельности от запланированных, текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, а также в выявлении обстоятельств, которые могут изменить степень вероятности риска.
Контроль по времени бывает предварительный, текущий и последующий. По отношению к объекту контроль в системе управления рисками может быть внутренним - на уровне предприятия, и внешним - со стороны налоговых органов. Контроль уровня налоговых рисков предполагает предусмотреть создание определенных резервов, которые смогут компенсировать материальные потери или корректировать их размеры при возможных неблагоприятных последствиях.
Таким образом, эффективное управление налоговыми рисками является основным механизмом обеспечения налоговой безопасности, которое не гарантирует полной ликвидации рисков в системе налоговых отношений, но позволяет снизить вероятность наступления неблагоприятных последствий для государства, общества и бизнеса.
Проведена дискуссия круглого стола на тему: "Налоговые риски как реалия современной налоговой системы". Кроме вышеупомянутых аспектов налоговых рисков в данной дискуссии были затронуты следующие немаловажные проблемы [55, с.33].
В центре обсуждения превентивных мер налоговых органов по снижению налоговых рисков не поступления налоговых платежей в бюджет оказалась Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, разработанная Федеральной налоговой службой Российской Федерации, ее положительная роль в реализации новой философии взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, но и негативная реакция бизнеса на ее практическое применение. Обращает на себя внимание введенный 12-й общедоступный критерий оценки рисков. Он базируется на Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 12.10.2006 №53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Из этого следует, что налогоплательщик, оценивая налоговые риски, будет опираться на постановления ВАС, так как арбитражные суды руководствуются на них, а не Приказами ФНС РФ.
Принципиально важно отметить, что сам по себе факт соответствия налогоплательщика критериям еще не означает, что у него есть нарушения налогового законодательства и что при выездной налоговой проверке ему обязательно будут доначислены налоги, пени и применены санкции.
Именно такой подход позволил повысить эффективность и качество выездных проверок. Так, с 2006 по 2011 гг. их количество снизилось в три раза, с 306 до 106 тыс., при этом их эффективность возросла в четыре раза (среднее доначисление на 1 проверку организации в 2006г. составляло 0,95 млн. руб., в 2011 г. - 3,7 млн. руб.). Соответственно, и процент охвата налогоплательщиков проверками снизился с 6,8 % в 2006 г. до 1,5 % в 2011 г.