Виды финансовых стратегий фирмы
Повышение прозрачности бюджетного процесса Пенсионного фонда
Финансовая устойчивость (т.е. полноценная сбалансированность бюджета по доходам и расходам) ПФР является главной целью всей бюджетной системы ПФР. На это однозначно указано в БК РФ. При этом акцент должен делаться не на текущей финансовой устойчивости, а именно на долгосрочной, т.е. на весь страховой пенсионный период (70 лет).
Согласно действующим плановым технологиям бюджетный процесс делится на несколько временных плановых периодов:
краткосрочный план - бюджет предстоящего планового периода - года,
среднесрочный план - 3-летний период,
долгосрочный план - 10-летний и далее период (в зависимости от объекта планирования: в нашем случае - планирование страхового пенсионного цикла).
Надо обратить внимание, что ПФР как объект бюджетного планирования имеет большую специфику от всех объектов и иных участников бюджетной системы и бюджетного процесса:
имеет страховую природу,
зависит от множества факторов, из которых большинство характеризуются наивысшей степенью неопределенности (демография),
имеет самый длительный временной период.
Проблема финансовой устойчивости получила приоритет после начала пенсионной реформы, когда на первое место вольно или невольно (но необратимо в рыночных условиях) встала задача - реализация страховых принципов.
Страховые принципы реализуются в следующих экономических показателях:
количественное (денежное) измерение пенсионных прав каждого застрахованного лица в течение всего пенсионного периода - государственные пенсионные обязательства по накопительной части (РПК), - а не в момент наступления государственных пенсионных обязательств;
равенство государственных пенсионных обязательств накопленным пенсионным правам. Превращение прав в обязательства в момент зачисления итоговой годовой суммы страховых выплат (СВ) на индивидуальный счет застрахованного лица (ЗЛ);
сохранение государственных пенсионных обязательств (ГПО) до конца страхового периода (поддержание коэффициента замещения);
нормативное ограничение перераспределения пенсионных прав застрахованных лиц в пользу «льготных» категорий;
выравнивание пенсионных прав и обязательств всех застрахованных лиц как по размеру и условиям уплаты страховых взносов (единый тариф, и т.п.), так и по условиям назначения (возраст, стаж, размер/доп. коэффициенты).
В следующих элементах бюджетного процесса должны проявляться указанные страховые принципы:
Утверждение наряду с текущими бюджетными обязательствами (бюджет предстоящего года) средне- и долгосрочных бюджетных параметров.
Утверждение всего объема на кратко-, средне-и долгосрочные периоды.
Выделение в бюджете на каждый указанный период суммы страхового резерва, а на переходный период (до 2035 г.) дополнительно нестрахового резервного фонда для финансирования конвертированных (до 2002 г.) пенсионных прав застрахованных лиц.
Четкое разграничение источников финансирования ГПО в течение всего переходного периода: обеспеченных финансовыми ресурсами - необеспеченных, собственно госбюджетных средств и т.п.
Установление размера страхового тарифа на каждый плановый период строго исходя из долгосрочных финансовых обязательств ПФР.
Установление размера индексации трудовой пенсии строго исходя из долгосрочных финансовых обязательств ПФР, а не из текущей потери пенсионных прав по причине инфляции. Разграничение источников финансового обеспечения индексации (страховых взносов и средств федерального бюджета).
В рамках совершенствования управляемой части финансовой системы ПФР и повышения эффективности управления средствами бюджета возможно модель движения финансовых потоков, обеспечивающая оптимальное управление средствами бюджета (технология единого счета бюджета (ЕСБ)). ЕСБ позволит повысить ликвидность счета.
Под эффективным управлением ликвидностью единого счета бюджета ПФР понимается выполнение Фондом публичных обязательств посредством обеспечения платежеспособности по расчетам и предполагает определенную зависимость между активами и обязательствами Фонда в текущем периоде и в перспективе.
Технология исполнения ЕСБ наиболее оптимальна и реальна к быстрому внедрению при передаче функций по организации кассового обслуживания исполнения бюджета ПФР органам Федерального казначейства (ФК).
При переходе на кассовое обслуживание исполнения бюджета ПФР в Федеральное казначейство текущие счета, открытые ПФР и его региональными и территориальными органами в подразделениях сети Банка России и в кредитных организациях, должны быть закрыты. ПФР должен открыть один (единый) счет бюджета, управление средствами которого должен осуществлять орган управления ПФР.