Виды финансовых стратегий фирмы
Состав, структура и динамика финансовых ресурсов Пенсионного фонда
Рис. 3 - Исполнение бюджета ПФР по финансовому резерву и его сбалансированность за 2007-2011 гг.
Рис. 4 - Анализ сбалансированности доходов и расходов ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии в 2007-2011 гг.
Из проведенного анализа следует, что сбалансированность бюджета по страховой части трудовой пенсии была обеспечена только в 2008 и 2011 гг. Наибольшего уровня разбалансированность бюджета достигла в 2007 и 2010 гг. Например, в 2010 году дефицит бюджета ПФР составил 400 млрд. руб.
Исследование показывает, что на фоне общей сбалансированности бюджета ПФР в отдельных его составляющих наблюдается усиление разбалансированности, что свидетельствует о неустойчивом уровне финансовой обеспеченности текущих публично - правовых пенсионных обязательств, осуществляемых за счет страховых взносов финансового резерва ПФР.
Важное место в проведенном исследовании отведено изучению уровня собираемости страховых взносов в Пенсионный фонд до и после передачи соответствующих функций налоговым органом (табл. 2).
Таблица 2 - Анализ собираемости страховых взносов в 2007-2011 гг., млрд. руб.
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
1. Годовой фонд оплаты труда |
8789,0 |
11216,0 |
14334,0 |
3440,0 |
4494,0 |
2. Поступления страховых взносов, в том числе: а) фактические |
893,1 |
1105,3 |
1417,6 |
459,9 |
639,4 |
б) расчетные (стр. 1х 0,28(0,14)) - 10% |
1582,0 |
2000,0 |
2580,1 |
866,9 |
1132,5 |
в) фактические в % к расчетным |
56,0 |
55,0 |
55,0 |
53,0 |
56,0 |
Из таблицы 1 следует ситуация значительного уровня недопоступления средств в бюджет ПФР.
Дублирование функций двух ведомств ФНС и ПФР: по отчетности, представляемой работодателями по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; исполнение контрольных функций учета и отчетности по исчисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, приводит к увеличению административных расходов на содержание аппарата и порождает неэффективность использования бюджетных средств.
Возможны следующие методы повышения эффективности и транспарентности управления финансовыми ресурсами ПФР:
передача функций администрирования доходов и контрольных функций от ФНС к ПФР;
осуществление перехода на метод начисления сумм доходов и расходов по исполнению бюджета ПФР;
разделение принципов планирования, учета и отчетности финансовых ресурсов ПФР на две группы:
финансовый резерв и пенсионные накопления; управление финансовыми ресурсами с разделением функций управления между органом, организующим и исполняющим бюджет ПФР.
В качестве основных методов повышения прозрачности и эффективности исполнения бюджета ПФР предложены следующие критерии сопоставления показателей: 1) плановых и фактических доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета; 2) кассовых и фактических; 3) динамика достижения целей в соответствии с поставленными задачами и объемами израсходованных средств за отчетный период.