Виды финансовых стратегий фирмы
Налог на недвижимость
Вместе с тем полученный в результате эксперимента опыт применим лишь в случае, если объектом налога будет являться недвижимое имущество организаций, поскольку эксперимент не затрагивал налогообложение граждан.
Как известно, налоги призваны финансировать общественные нужды. Однако налоги могут иметь и так называемую управляющую цель (управлять поведением плательщика, мотивировать его к определенному поведению).
Анализируя причины введения налога на недвижимость, нельзя не увидеть, что порядок исчисления налога в зависимости от рыночной стоимости объекта и, как следствие, увеличение налогового бремени на владельцев нескольких объектов, направлено также на стимулирование отчуждения собственниками подобных объектов.
По мнению зам. министра финансов С. Шаталова, система налогообложения в России на сегодняшний день достаточно несправедлива, поскольку она зависит от оценки БТИ, ориентированной на устаревшие цифры (Финансовые известия от 13.03.2007). Однако внимательное прочтение упомянутого выше доклада Минфина России позволяет сделать вывод о том, что в министерстве не склонны считать налог лишь восстановлением социальной справедливости.
В докладе, в частности, отмечается, что «в перспективе доходы от налогообложения недвижимого имущества физических лиц будут составлять основной источник собственных доходов местных бюджетов и основу фискальной автономии муниципальных властей».
Таким образом, установление налога на недвижимость жилого назначения обеспечит возможность финансирования инфраструктуры и подготовки земельных участков под застройку с участием налогообложения уже построенного жилья. Создастся возможность снижения инвестиционной себестоимости возводимого жилья и увеличения вводов жилья, развития застройки и расширения налоговой базы. Кроме того, введение налога позволит повысить самостоятельность и независимость местных властей. Но нельзя забывать о том, что налог на имущество организаций является региональным, в связи с чем с введением местного налога на недвижимость бюджеты субъектов Федерации понесут значительные потери. Кроме того, в связи с обширностью территории нашего государства, в разных регионах муниципалитеты обладают различной способностью к собиранию указанного налога, соответственно, налоговые поступления могут значительно отличаться.
Если рассматривать введение налога на недвижимость с позиций тех целей, которых хочет достигнуть государство, устанавливая этот налог, можно отметить следующее. Если налог на недвижимость юридических лиц, кроме фискальной, должен выполнять именно стимулирующую роль (речь идет о развитии производства, развития застройки), то налог и на недвижимость и земельный участок, на физических лиц, прежде всего, призваны реализовать принцип справедливого распределения налогового бремени, потому что так или иначе оба эти налога - налоги на богатство в той или иной степени.
Придание первоочередного значения введению в РФ налога на недвижимость физических лиц связано с направленностью государства, прежде всего, на реализацию идей социальной справедливости. Соответственно, развитие бизнес-сектора за счет применения методов налогового стимулирования отодвигается на второй план.
Кроме того, введение налога на жилую недвижимость граждан не приведет к упрощению налоговой системы, уменьшению количества налогов.
Соответственно, необходимо выработать концепцию налогообложения недвижимости, позволяющую учитывать оба указанные выше направления. Однако, учитывая сложную работу по проведению учета и оценки объектов недвижимого имущества, по формированию единого кадастра недвижимости, без которой введение налога невозможно, целесообразным представляется поэтапное введение налога. Нельзя забывать и о движимом имуществе организаций, выводимом из-под действия налога на недвижимость. Оно должно облагаться отдельным налогом.
Кроме того, руководители Минфина России осознают и прогнозируют увеличение налоговой нагрузки на население.
Обращение к зарубежному опыту позволяет увидеть, что в ряде стран (США, Канада, Нидерланды, Швеция) существует единый налог на недвижимость. В Великобритании недвижимое имущество облагается двумя налогами: налог на коммерческую собственность и налог на собственность физических лиц. Во всех этих странах сумма налога зависит от рыночной стоимости недвижимости.
Таким образом, можно сказать, что российский законодатель воспринял позитивный опыт налогообложения недвижимости в зарубежных государствах, адаптировав его к особенностям нашей страны с учетом уровня доходов населения. Установленная ставка в границах от 0,1% до 1% рыночной стоимости имущества ощутимо ниже, чем в зарубежных странах. Однако, безусловно, нужно стремиться установить ее в максимально нижнем пределе с учетом высокой стоимости недвижимости в городах и низким уровнем доходов населения. Введение единой ставки для юридических и физических лиц должно способствовать выведению «из тени» доходов от коммерческой аренды и найма жилья как вида бизнеса.