Виды финансовых стратегий фирмы
Налог на недвижимость
Налоговую политику как часть финансовой политики государства в наиболее обобщенном виде можно определить как совокупность мероприятий государства в налоговой сфере. Все налоги и сборы, устанавливаемые законодательством, являются отражением, результатом проводимой государством налоговой политики. Именно поэтому налоговая политика рассматривается, прежде всего, как система мер, направленная на определение характера и сущности правового регулирования при установлении налоговой обязанности и регулировании налоговых отношений.
В составе субъектов налоговой политики принято выделять органы, формирующие эту политику, и органы, ее реализующие. В соответствии с Конституцией РФ основные ориентиры налоговой политики (как части внутренней политики государства) формируются Президентом РФ, реализация же налоговой политики, в свою очередь, отнесена к ведению Правительства РФ.
Приоритеты налоговой политики на 2008-2010 гг. Президент РФ осветил в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 г. Среди основных направлений налоговой политики в указанный период была названа необходимость принятия главы Налогового кодекса РФ, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости. При этом Президент указал на недопустимость увеличения налогового бремени граждан, что должно быть достигнуто за счет системы налоговых вычетов.
В этом году Минфин России, как орган, непосредственно проводящий и реализующий налоговую политику, впервые обнародовал документ «Основные направления налоговой политики в РФ на 2008-2010 гг.». В докладе в качестве одного из таковых назвал совершенствование налога на имущество физических лиц (посредством введения налога на недвижимость).
Согласно указанной концепции реформирования налоговой системы введение налога на недвижимость предполагает преобразование налога на имущество физических лиц и земельного налога в единый налог на недвижимость.
Введение нового налога, заменяющего собой два существующих ныне, а также нового принципа налогообложения недвижимости на основе рыночной стоимости полностью соответствует целям налоговой политики государства, а именно: обеспечения справедливости и эффективности налоговой системы, упрощения системы налогов, снижения затрат на сбор налогов.
Говоря о причинах, способствующих введению в России единого налога на недвижимое имущество, также нужно отметить, что меры налоговой политики направлены на снижение других налогов (НДС, налога на прибыль, налога на доходы, акцизов), налог на недвижимость как имущественный налог более экономически нейтрален. Нужно учитывать и международную налоговую конкуренцию по другим налогам, к налогу на недвижимое имущество это не относится. Упрощение сбора и контроля не вызывает сомнений.
Однако налоговая политика имеет и иной аспект. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и т.д.
В этой связи интерес представляет законопроект о внесении изменений в НК РФ в части введения новой главы о налоге на недвижимость граждан и организаций. Объектом налогообложения по новому налогу является недвижимость жилого назначения (дома, квартиры и другие жилые помещения, дачи) и гаражи, а также земельные участки, на которых расположены данные объекты или которые предоставлены для их строительства. Плательщики налога - физические и юридические лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества. Для налогоплательщиков - физических лиц устанавливается налоговый вычет, определяемый исходя из необлагаемой нормы и количества членов семьи, проживающих совместно с налогоплательщиком. Налоговая база устанавливается на основе оценки стоимости недвижимости для целей налогообложения с использованием понижающего коэффициента 0, 8. Ставка налога устанавливается органами местного самоуправления в пределах от 0, 1 до 1%. В пределах данной территории ставка едина для физических и юридических лиц.
Очевидно, при разговоре о налоге на недвижимость нельзя не упомянуть об итогах эксперимента, проведенного в Великом Новгороде. По словам зам. председателя Совета Федерации С.Ю. Орлова, «став источником местного бюджета, налог на недвижимость повысил ответственность местного самоуправления за организацию налогообложения … стимулировал создание реестра объектов недвижимости» [9]. В целом итоги проведенного эксперимента оценены положительно.
Одним из безусловных преимуществ обсуждаемого налога является то, что он позволяет предприятиям развивать производство без дополнительных налоговых издержек.