Виды финансовых стратегий фирмы
Исторические этапы развития налога на роскошь
Налоги на роскошь представляют собой обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве или об относительной зажиточности. Хотя по способу их взимания они близко подходят к прямым налогам, потому что уплачиваются непосредственно облагаемыми субъектами, но их скорее следует считать косвенными налогами, так как они падают не прямо на доход и не на имущество, его приносящее, а на расходы. Если последние идут не на удовлетворение потребностей первой необходимости, а лишь второстепенной или третьестепенной, то на это смотрят как на косвенное, но несомненное доказательство обладания более или менее крупными доходами. Отсюда сама собой явствует полная справедливость этих налогов, раз, что справедливо прогрессивное обложение доходов вообще. Налоги на роскошь являются прекрасным коррективом общей системы налогообложения, особенно там, где остальные налоги падают преимущественно на низшие классы населения и не существует прогрессивного обложения доходов, а вместе с тем имеется значительное число лиц богатых.
Россия стала второй в мире страной, после Великобритании, которая еще в царствование Александра Первого ввела налог на роскошь.
Так же, как и в Англии, поводом стала необходимость пополнить госбюджет в условиях войны с Францией. Но идея введения «подоходного» ― как это тогда формулировалось ― налога существовала давно. Согласно закону от 11 февраля 1812 года, к уже существовавшим податям и пошлинам добавился процентный сбор с собственности и доходов от недвижимости, включая имения и жилые дома. Этот сбор взимался вне зависимости от того, откуда именно извлекался доход, а также независимо от звания владельца. Исключение составили только члены императорской фамилии. С другой стороны ― доходы ниже 500 рублей в год от обложения указанным сбором освобождались. В результате основным сословием, которое должно было платить данный налог, оказалось дворянство. В 1820 году налог на доходы богатых был отменен под предлогом того, что он не имеет значительного влияния на финансовое положение в стране.
В дальнейшем было еще несколько попыток введения прогрессивного налогообложения на доходы, недвижимость и имущество. В 1880, 1892 и 1906 годах, но они не были успешными. Исключение составляют два налога, принятых в 1885 году ― налога с доходов от процентных бумаг и дополнительного налога с торговых и промышленных предприятий, извлекающих сверхприбыль.
Уже в годы Первой мировой войны Государственная дума приняла закон о прогрессивном налогообложении граждан. Взимание этого налога начиналось с годового дохода физического лица в 1000 рублей. Интересен факт, что левые партии в Думе настаивали на планке в 600 рублей, а правительство ― в 700. То есть победила позиция приоритетного обложения именно богатых представителей общества. При этом годовой доход свыше 400 тысяч рублей в год облагался уже не процентной ставкой ― в 12,5%, а фиксированной суммой в 120 тысяч рублей.
В марте 1917 года Временное правительство повысило ставку прогрессивного налога до 30 процентов. Для владельцев предприятий этот сбор вместе с военным налогом на прибыль составил 90 процентов от суммы доходов. В октябре 17 большевики, придя к власти, фактически ничего нового в этом вопросе не предложили, а просто увеличили размер этого налога до максимума ― в 100 процентов. То есть стали забирать у собственников все доходы. А вскоре отобрали и саму собственность ― причем у всех, а не только у богатых.
Кроме того, уже с 1924 г. в СССР была введена прогрессивная шкала подоходного налога. Налог исчислялся по ставкам, дифференцированным по группам плательщиков и размеру дохода. В Большой советской энциклопедии подоходный налог в СССР описан так: «Ставки подоходного налога прогрессивные: более низкие для первой и наиболее высокие для последней группы плательщиков. Максимальная ставка налога с заработной платы рабочих и служащих ― 13% (при заработной плате свыше 100 руб. в месяц). Для отдельных категорий плательщиков установлены значительные льготы». Например, для литераторов и работников искусства, годовой доход которых превышал 300 тыс. руб., налог составлял 104 204 руб. + 55% с суммы, превышающей 300 000 руб. С доходов свыше 70 тыс. руб., полученных от некооперированных кустарно-ремесленных промыслов, строений, от сельского хозяйства в городских поселениях и с других доходов сумма налога составляла 38 646 руб. + 81% с суммы, превышающей 70 тыс.
В современной России налог на предметы роскоши был введен законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1993-1 «Об акцизах» с 01.01.1992 г. как косвенный налог, включаемый в цену товаров и оплачиваемый покупателями. Закон устанавливал порядок обложения акцизами реализуемых винно-водочных изделий, пива, икры осетровых и лососевых рыб, деликатесной продукции из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколада, табачных изделий, шин, легковых автомобилей, ювелирных изделий, бриллиантов, высококачественных изделий из фарфора и хрусталя, ковров и ковровых изделий, меховых изделий, а также одежды из натуральной кожи, а также отдельных видов минерального сырья, определяемых Правительством Российской Федерации.