Виды финансовых стратегий фирмы

Оценка налоговой политики республики беларусь на современном этапе экономического развития
Доля малого предпринимательства в ВВП Беларуси превышает 8 %. В нем занято порядка 13 % населения страны. В 2010 г. планируется довести долю малого и среднего предпринимательства в ВВП до 22, в валовой выручке - до 30, а численность занятых в этой сфере - до 23 -25 % от общей численности экономически активного населения.
В Республике Беларусь действует законодательство, регулирующее порядок налогообложения по упрощенной системе. Под данную категорию попадают организации с численностью работников до 100 чел. и объемом выручки в год - до 2 млрд. р. (около 930 тыс. дол. США).
Ставка налога установлена в размере 10 % валовой выручки - для плательщиков, не уплачивающих НДС; 8 % - для уплачивающих НДС.
Около 60 % ВВП страны органично связано с внешними рынками. Поддержка импортозамещения и экспорта продолжает оставаться в сфере внимания государства. Для развития этого направления создано 6 свободных экономических зон (далее - СЭЗ).
Сфера их деятельности - освоение новых производств, направленных на обеспечение потребностей внутреннего рынка в недостающей продукции, наращивание экспортного потенциала страны.
В настоящее время основным направлением деятельности СЭЗ является производство промышленной продукции. В этой сфере занято 86 % от общего числа предприятий. Резиденты СЭЗ обеспечивают высокие темпы роста производства и экспорта. По итогам 2007 г. объем промышленного производства увеличился в 1,4 раза (1,5 млрд. дол. США), а экспорт составил 133 % к уровню 2005 г. (804,5 млн. р.).
Первоначально налоговая система Беларуси была сориентирована на выполнение преимущественно фискальной функции, базировалась на ошибочной посылке о том, что чем больше ставка и чем большее количество налогов будут платить предприятия, тем больше налоговых платежей поступит в бюджет. Однако международный опыт налогообложения показывает, что непременным условием успешного формирования бюджета государства является высокая деловая активность предпринимателей. Последняя же может быть обеспечена лишь при условии, если уплачиваемые ими налоги не будут непосильными, будут давать возможность предприятиям нормально функционировать на условиях самофинансирования и технического совершенствования производства.
В целях выхода из глубокого финансового кризиса государство вынуждено было постоянно вносить изменения и дополнения в действующую налоговую систему. В основном эти изменения касались сокращения количества взимаемых налогов и сборов (к сожалению, во многих случаях путем их механического объединения), снижения или повышения налоговых ставок (табл. 2.1).
В 2009 г. в Республике Беларусь реализован комплекс мер по совершенствованию и упрощению налоговой системы, снижению фискального давления на экономику и усилению стимулирующей функции налогообложения.
Таблица 2.1
Динамика налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь за период 1992-2009 г.
Налоги и сборы |
Ставки, % | |||
1992 г. |
2009г. | |||
1.Налог на добавленную стоимость 2.Акцизы 3.Налог на прибыль 4.Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог) 5.Налог на недвижимость 6.Налог на незавершенное строительство 7. Налог на вновь начинаемое строительство 8. Налог на экспорт и импорт 9.Земельный налог 10. Налог на топливо 11. Транзитный налог 12.Государственная пошлина 13. Подоходный налог на граждан |
28,0 процентные 30,0 Твердые 5,0 10,0 30,0 в % к внешнеторговой стоимости товара в твердых суммах за 1 га 20% единовременный взнос в рублях или долларах при въезде на территорию Республики Беларусь 15-20% |
18,0 твердые 24,0 Твердые 1,0 1,0 - - твердые ставки - - 9-30% | ||
Налоги и сборы |
Ставки, % | |||
1992 г. |
2008г. | |||
14.Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 15. Дорожные фонды: а) налог на приобретение автотранспортных средств б) отчисления от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта в) отчисления пользователями автомобильных дорог 16. Отчисления в государственный фонд содействия занятости 17. Отчисления в фонд социальной защиты населения |
18,0 5-10% от продажной цены 2,0% 0,3-1,0% от объема произведенной продукции 1,0% от фонда оплаты 40,8 |
- 5,0 - - - 35,0 | ||