Виды финансовых стратегий фирмы
Понятие налогов, налоговой системы. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь
С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и дополнялись. В результате к настоящему времени оформились современные функциональные принципы налогообложения, отражающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налоговой политики.
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам. [13]
Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны:
· Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
· Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору. Нарушение этого принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов.
· Удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.
· Стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции на изменение экономической ситуации.
· Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства.
Таким образом, совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему или систему налогообложения.
Основные претензии, как и год назад, у международных экспертов к фискальной системе Беларуси следующие: огромное количество налоговых платежей, большие времязатраты на уплату налогов, высокая налоговая нагрузка.
В исследованиях отмечается, что белорусская компания среднего размера должна проводить 107 налоговых выплат, затрачивая на это в год 900 часов. По оценке специалистов Всемирного банка и МФК, налог на прибыль в Беларуси изымает 18 % прибыли (в Европе и Центральной Азии - 10,8%), а вместе с выплатами на зарплату - 37,6% прибыли (23,1%). При этом отмечается, что в Беларуси общая налоговая ставка составляла 99,7% прибыли против 43,4% в Европе и Центральной Азии в 2011г. Количество выплат в этих регионах в среднем составляет 46,3, время на выплату налогов - 336,3 часа. [13]
В текущем году количество времени, которое тратится на уплату налогов в Беларуси, планируется сократить на 700 часов.