Виды финансовых стратегий фирмы
Понятие налогов, налоговой системы. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В I квартале 2011 года объем доходов консолидированного бюджета составил 13,1 трлн. руб., что на 26,7% больше, чем в I квартале 2010 года (в реальном выражении - на 12,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 32,6% (в январе-марте 2010г. - 33,6 %). Основными доходными источниками были налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-мартом 2011 года. Наиболее значительно увеличились поступления акцизов - на 20,3% в реальном выражении, налог на прибыль - на 12,9%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - на 11,8.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 30% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 16,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2011 года профинансированы в сумме 11 161,8 млрд. рублей. По сравнению с январем-мартом 2010 года расходы в реальном выражении увеличились на 8,8%.
Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной обороны». Наиболее значительно возросли расходы на «Национальную экономику» - на 18,8% и «Социальную политику» - на 10,7%. Значительная часть расходов бюджета по разделу «Социальная политика» была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам. Эти виды расходов возросли на 25,3% в реальном выражении по сравнению с январем-мартом 2009 года.
Ресурсы бюджета на государственную поддержку предприятий, главным образом, направлялись на наиболее эффективный ее вид - на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами.
В 2011 году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
Понятие налоговой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если последние рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом в ходе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы. [12, c.83]
Принципы организации налоговой системы экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономическое развитие общества и благосостояние его граждан. Принято выделять две группы принципов налогообложения.
Всеобщие (классические) принципы: справедливость (равномерность и всеобщность), определенность, удобство, дешевизна (экономия).