Виды финансовых стратегий фирмы

Современное состояние государственного долга в Республике Беларусь
Следует отметить резкое ухудшение данных показателей на начало 2012г. Если, отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг на 01.01.2010 г. составило 131,8, то в 2011г. - рост по отношению к 2010г. составил 0,7%., и к 2012г. еще 6,8 п.п. Аналогичная ситуация проявляется и по такому показателю, как отношение внешнего долга к ВВП. Увеличение в период с 01.01.2010 г. по 01.01.2011 г. составило 2,3 п.п., а за период 2011-2012гг. указанный показатель вырос еще на 2,8%.
Таблица 2.2 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу РБ (млн. долл. США) | ||||
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
01.01.2012 г. |
- отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг, % |
220 |
31,8 |
32,5 |
39,3 |
- отношение внешнего госдолга к валовому внутреннему продукту, % |
50 |
15,5 |
17,8 |
20,6 |
- отношение платежей по внешнему госдолгу к экспорту товаров и услуг, % |
25 |
1,3 |
2,6 |
3,6 |
Примечание - Источник: [15]
В настоящее время главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции и развития, Международный Валютный Фонд, США, Россия (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Географическая структура внешнего долга Республики Беларусь
Примечание - Источник: собственная разработка по данным [12]
Неиспользование кредитов международных финансовых организаций следует рассматривать как отрицательное явление. Во-первых, потому, что эти организации предлагают ресурсы на более льготных условиях, чем другие кредиторы. Например, кредиты МВФ предоставляются на срок от 10 до 20 лет с мораторием 3-5 лет, при этом не требуются предоплата и платежные гарантии. Во-вторых, государство, которое само или субъекты которого не кредитуются МВФ, ВБ, ЕБРР, другими финансовыми организациями, не имеет для этих организаций и международного сообщества никакой кредитной истории и репутации заемщика. С этим связано и отсутствие кредитного рейтинга республики, и то, что республика относится к группе стран, имеющих самый высокий уровень странового риска [12, с.44].
В то же время отсутствие практики привлечения внешних средств с мировых финансовых рынков путем выпуска государственных ценных бумаг является позитивным фактором в комплексе проблем, связанных с привлечением, обслуживанием и погашением внешних государственных займов. Во-первых, потому, что при отсутствии высокого кредитного рейтинга и опыта эмиссии евробондов их размещение возможно лишь под высокий процент на невыгодных условиях для республики. Во-вторых, высокие проценты по облигациям в условиях высокого странового риска привлекут, в первую очередь, спекулятивный капитал, который весьма сильно подвержен влиянию колебаний мировой конъюнктуры и склонен к быстрому уходу с рынка при появлении малейших признаков нестабильности и повышения риска размещения средств.