Виды финансовых стратегий фирмы
Объекты обложения страховыми взносами
Что касается тех же компаний на общей системе налогообложения, то для них на 2010 год установлены те же ставки, что и в 2009 г. (ст.57 Закона № 212-ФЗ):
процентов - пенсионные взносы;
,9 процента - взносы в ФСС РФ;
,1 процента - в федеральный ФОМС;
процента - в территориальные ФОМС.
Для работодателей база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. руб. Эта сумма исчисляется нарастающим итогом с начала года. В последующие годы эта величина будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы согласно решениям Правительства РФ. Величина 415 тыс. руб. - это 135% от среднего заработка в стране (Российская газета от 2.07.2009). С сумм сверх данного лимита до конца года платить не нужно.
Таким образом, общая процентная ставка страховых взносов в 2010 году остается на уровне общей ставки. Но для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) ставка будет изменена в сторону уменьшения по сравнению с общей.
Распределение отчислений в пенсионный фонд в 2010 году, как и ранее, будет зависеть от возраста сотрудника (ст.27 закона № 213-ФЗ): с выплат работникам, которые родились в 1966 году и ранее, вся сумма пенсионных взносов (20%), направляется на финансирование страховой части. Если же сотрудник моложе, то перечисление идет двумя платежками: 14 % - на финансирование страховой части; 6 % - в накопительную часть.
Таким образом, с 2010 г. вся сумма отчислений остается в ПФ РФ. С 2011 г. взносы в ПФР в размере 26% будут распределяться следующим образом: для лиц 1966 г. и старше - все 26 % на финансирование страховой части, для лиц 1967 г. и моложе - 20 % в страховую часть и 6 % в накопительную часть.
Что касается тарифов на следующие периоды, то они представлены в приложении 1.
Из таблицы видно, что закон № 212-ФЗ направлен на пополнение средств ПФР и ФОМС.
Тарифы в ФСС для общего режима налогообложения остались прежними, хотя за счет этого фонда выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности и связанные с материнством.
Для ряда налогоплательщиков были предусмотрены льготы по выплате взносов. С 2015 г. никакие льготы действовать уже не будут.
В переходный период с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков, в том числе для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст.58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34% будет постепенным и завершится в 2014 году.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и работающих на указанной территории, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, для страхователей, в отношении проводимых выплат физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, и ряда перечисленных организаций, имеющих отношение к инвалидам, тариф составляет 14 % (п.2 ч.2 ст.57 Закона № 212-ФЗ), в т. ч. на финансирование страховой части для лиц 1966 г. и старше - 14%, у лиц 1967г. рождения и моложе страховая часть составит 8%, накопительная - 6%. Таким образом, "упрощенцы" и плательщики ЕНВД в 2010г. уплачивают взносы исключительно в ПФР в размере 14%. В дальнейшем никакие льготы для них не предусмотрены.
Следует отметить также, что с 2011 г. платить взносы по совокупной ставке 34 % будут организации не только на общем режиме налогообложения, но и те, кто применяет УСН и ЕНВД.
Достаточно резкое повышение ставок ляжет тяжелым дополнительным бременем на организации, в первую очередь на работающих по УСН. Как заявил замминистра финансов Сергей Шаталов, увеличение налоговой нагрузки в 2011 г. в связи с заменой ЕСН составит 800-850 млрд. рублей. А это, наряду с кризисными явлениями в экономике, вынудит работодателей искать способы компенсировать возрастающую нагрузку. Так, возможно, начнется снижение зарплат, в больших масштабах будут применяться серые схемы выплаты зарплаты в конвертах. Это в свою очередь уменьшит социальную защищенность работников.