Виды финансовых стратегий фирмы

Нормативное регулирование налога на прибыль организаций
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (ст.265 НК РФ). Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки 20%, определяется налогоплательщиком отдельно. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%. При этом 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ (ст.284 НК РФ).
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% (п.1 ст.284 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (ст.285 НК РФ), отчетными периодами по налогу признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п.2 ст.285 НК РФ).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей изложен в ст.286 НК РФ.
Говоря о правовой основе налога на прибыль организаций, следует отметить, что основными законодательными актами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, являются: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ; Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ; Международные договоры.
Обладая частью прибыли организации, государство является "акционером" данного предприятия. Другими словами, государство заинтересовано в повышении массы прибыли организации для того, чтобы увеличить налоговые поступления по этому налогу.
Существует способ наращивания суммы налоговых поступлений - повышение налоговой ставки (увеличение доли участия государства в организации). Очевидно, что этот способ обречен на неудачу: при высоких ставках налога на прибыль у предпринимателей снижается стимул к инвестированию в производство, так как его рентабельность падает из-за чрезмерной налоговой нагрузки. Например, повышение ставки налога в 2001 году на 5% привело к снижению поступлений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ, а до этого его поступления увеличивались, и, следовательно, на макроуровне стала затухать предпринимательская активность [38, с.14]. Обострилась и проблема сокрытия доходов, устранить которую довольно сложно.
Таким образом, налог на прибыль организаций является важнейшим инструментом для регулирования деловой активности хозяйствующих субъектов.
Роль налога на прибыль организаций достаточно существенна, опираясь на анализ статистических данных, по которым налог на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета занимает ведущую позицию.
Следует отметить, что постоянные изменения отдельных статей и пунктов гл.25 НК РФ, вносимые законодателем, вносят не столько обременительный характер в отношения налогоплательщика и государства, сколько стимулирующую составляющую в деятельность организаций, повышая тем самым инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Всё это позволяет выработать определенные инструменты налогового регулирования и стимулирования, с помощью которых государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики.
Далее рассмотрим особенности налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, что послужит основой для проработки и анализа наиболее актуальных аспектов данного налога во второй главе дипломной работы.
1 2