Виды финансовых стратегий фирмы

Рациональная структура средств предприятия
Фирма принимает конкретное решение о привлечении тех или иных внешних источников в зависимости от соотнесения “плюсов” и “минусов”. Однако следует помнить и о некоторых чрезвычайно важных правилах, связанных с эмиссией акций.
В случае низкого дивиденда на акцию и отрицательного дифференциала финансового рычага предпочтительнее производить эмиссию акций (при этом необходимо быть уверенным в том, что эти акции найдут своего владельца). Здесь происходит наращивание собственных средств (они обходятся предприятию дешевле (цена - дивиденд), чем привлечение кредитов (цена - процент) при отрицательном дифференциале).
В противном случае - высокий дивиденд на акцию, положительное значение дифференциала и эффекта финансового рычага - ни в коем случае нельзя прибегать к эмиссии акций. Это ложный сигнал для инвесторов, на который они могут отреагировать неадекватно, что может вызвать панику среди акционеров с известным негативным результатом. Здесь следует прибегать к наращиванию заемных средств за счет кредитов и займов (конечно, в пределах, не позволяющих плечу финансового рычага выйти за “красную черту”), которые обойдутся фирме дешевле, чем другие внешние источники (вспомним к тому же, что дивиденд высок).
Эти два правила важны, но, с другой стороны, их нельзя абсолютизировать. При принятии конкретного решения необходимо взвешивать все обстоятельства, с которыми сталкивается фирма. Кроме того, следует рассмотреть еще два новых момента. Первое - анализ различных вариантов дополнительного финансирования через призму сопоставления чистой рентабельности собственных средств и чистой прибыли на акцию при различных структурах пассива. Второе - расчет порогового значения нетто-результата эксплуатации.
Начнем с первого.
(1)
(2)
Для иллюстрации используем следующий пример:
Предприятие рассматривает альтернативу: или дополнительная эмиссия 1000 обыкновенных акций прежнего номинала, или привлечение кредита на такую же сумму под 14% годовых (предлагается читателям самим определить величину номинала обыкновенной акции, размер актива предприятия и величину дополнительного финансирования). Предлагаются два возможных сценария - пессимистический и оптимистический.
Таблица 2. Исходные данные
Выпуск акций (обыкновенных) |
Привлечение кредитов (плечо = 1) | |||
пес. |
опт. |
пес. |
опт. | |
НРЭИ |
2000 |
4000 |
2000 |
4000 |
Проценты за кредит |
- |
- |
1400 |
1400 |
Прибыль до выплаты налогов |
2000 |
4000 |
600 |
2600 |
Налог на прибыль (32%) |
640 |
1280 |
192 |
832 |
Чистая прибыль |
1360 |
2720 |
408 |
1768 |
Кол-во обыкновенных акций (шт.) |
2000 |
2000 |
1000 |
1000 |
Экономическая рентабельность (%) |
10 |
20 |
10 |
20 |
СРСП (%) |
- |
- |
14 |
14 |
Чистая прибыль на акцию |
0,68 |
1,36 |
0,408 |
1,768 |
Чистая рентабельность собственных средств (%) |
6,8 |
13,6 |
4,08 |
17,68 |