Виды финансовых стратегий фирмы
Меры государственной поддержки венчурного инвестирования
Легенда о том, что рынок - абсолютно самоpегулиpующаяся "вещь в себе" даже на пpимеpе венчурного бизнеса выглядит неверной. В формировании венчурных фондов значительна роль государства.
Государственная поддержка играет существенную роль в сфере венчурного инвестирования. Основные задачи государства в этом вопросе не сводятся к замещению, а тем более вытеснению, частного венчурного капитала. Напротив, государство, создавая, реализуя и совершенствуя систему мер государственной поддержки инвестиционных рынков в целом и венчурного капитала в частности, выполняет организационную и стимулирующую функцию. При этом роль государства не ограничивается лишь созданием специальных государственных венчурных фондов и предоставлением финансовой поддержки. Государство должно создавать благоприятные, непротиворечивые, необременительные правовые условия для стимулирования развития рынка частного венчурного капитала.
Государственная поддержка венчурного инвестирования может осуществляться в двух формах:
– опосредованного содействия: разработка специального гражданско-правового регулирования венчурной инвестиционной деятельности; создание системы налоговых льгот и иных правовых условий налоговой привлекательности венчурного бизнеса. При этом важно не допустить дисбаланса в предоставлении налоговых льгот, поскольку не только венчурные инвесторы нуждаются в налоговых благоприятствованиях, но и привлекательность для венчурного инвестора соответствующего вида инвестиций состоит также в способности, в том числе налоговой, реализовать целевым предприятием инновационный проект. Соответственно, налоговое регулирование должно учитывать также необходимость сбалансированного для всех участников венчурного инвестиционного процесса налоговых льгот; совершенствование инновационной правовой политики и законодательства;
– непосредственного содействия, которое включает в себя развитие прямых форм государственной поддержки венчурного инвестирования, прежде всего, путём финансирования из бюджетных средств венчурных инвестиционных проектов.
Нередко прямое и опосредованное участие государства в функционировании рынка частного венчурного капитала смешивается, что ведёт к размыванию границ конкретных мер, неясному пониманию их функциональных особенностей, а в конечном итоге к противоречиям в формировании и осуществлении правовой и экономической политики в рассматриваемой сфере. К мерам государственной поддержки венчурных предприятий можно отнести:
– создание режима наибольшего правового благоприятствования для активно развивающего венчурного бизнеса;
– пересмотр системы налогообложения;
– увеличение количества региональных венчурных фондов;
– расширение числа отраслевых венчурных фондов;
– соинвестирование в компании, привлекшие в создание или развитие своего бизнеса средства частного венчурного фонда;
– создание чёткой и адекватной системы критериев отбора венчурных инновационных проектов, претендующих на государственную поддержку;
– предоставление государственных кредитов на льготных условиях;
– увеличение качества и количества государственных программ поддержки венчурного бизнеса.
При этом государственная поддержка не должна замещать необходимость развития рынка частного венчурного капитала. Иначе речь должна идти лишь о венчурном инвестировании как о единственно возможной форме государственного финансирования инновационной деятельности, с чем невозможно согласиться. Государственное стимулирование должно обеспечивать развитие рынка венчурного капитала не только в ближайшей перспективе, но и быть рассчитанным на долгосрочный период. Соответственно приоритетными являются, косвенные (опосредованные), но высокоэффективные меры государственной поддержки функционирования и развития рынка частного венчурного капитала [36].
Именно такая позиция отражена в общеевропейских правовых и политико-экономических документах. Общеевропейская политика содействия развитию венчурного инвестирования закреплена в ряде документов и является одной из наиболее актуальных сфер проводимой единой экономической политики в Европе, функционируя под лозунгом «меньше и лучше упорядоченного государственного содействия». Так, в частности, в соответствии с частью 6 «Руководящих указаний Еврокомиссии для государственного содействия поддержке высоко рисковых инвестиций в малые и средние предприятия» максимально допустимая доля государственного финансирования в целевых предприятиях, привлекающих частный венчурный капитал, должна быть уменьшена на 50 процентов, а предельный размер государственных средств в капитале целевого предприятия должен быть уменьшен на 20 процентов. Данная мера направлена на недопущение вытеснения частного венчурного капитала государственным участием. Иными словами, основная задача государственной поддержки - это стимулирование притока частного венчурного капитала.
1 2