Виды финансовых стратегий фирмы
Методы оценки кредитоспособности юридических лиц
Наиболее известными моделями МДА являются модели Альтмана и Чессера. Наиболее подробно указанные модели рассмотрены в приложении 1.
Помимо МДА-моделей прогнозирования вероятного банкротства заемщика могут использоваться и упрощенные модели, основанные на системе определенных показателей. Например, система показателей Бивера включает: коэффициент Бивера (КБивера); рентабельность активов; финансовый рычаг; коэффициент покрытия активов собственным оборотным капиталом; коэффициент покрытия краткосрочных обязательств оборотными активами. Наиболее подробно данный метод рассмотрен в приложении 2.
При классификации кредитов возможно использование модели CART (Classification and regression trees),что переводится как «классификационные и регрессионные деревья». Это непараметрическая модель, основные достоинства которой заключаются в возможности широкого применения, доступности для понимания и легкости вычислений, хотя при построении применяются сложные статистические методы. В «классификационном дереве» фирмы-заемщики расположены на определенной «ветви» в зависимости от значений выбранных финансовых коэффициентов; далее идет «разветвление» каждой из них в зависимости от следующих коэффициентов. Точность классификации при использовании данной модели - около 90%. Пример «классификационного дерева» представлен в приложении 3.
Анализ денежных потоков. В основе метода лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента коммерческого банка в отчетном периоде. Этот метод заключается в сопоставлении притока и оттока средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока проводится в годовом разрезе, на срок до 90 дней - в квартальном и т.д. [17, с. 124]. Наиболее подробно данный анализ рассмотрен в приложении 4.
Модели оценки кредитоспособности, основанные на методах комплексного анализа. В случае использования математических моделей не учитывается влияние «качественных» факторов при предоставлении банками кредитов. Эти модели лишь отчасти позволяют кредитным экспертам банка сделать вывод о возможности предоставления кредита. Недостатками классификационных моделей являются их «замкнутость» на количественных факторах, произвольность выбора системы количественных показателей, высокая чувствительность к недостоверности исходных данных, громоздкость при использовании статистических межотраслевых и отраслевых данных. В рамках комплексных моделей анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика.
Правило «шести Си». «Си-критерии» включают показатели: характер клиента (character), способность к заимствованиям (capacity), деньги (cash), обеспечение (collateral), условия (condition), контроль (control). В приложении 5 подробно описаны все показатели.
Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике «CAMPARI», заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. В данной методике применяются следующие критерии кредитоспособности клиента: репутация, характеристика клиента (character), способность к возврату кредита (ability), маржа, доходность (margin), целевое назначение кредита (purpose), размер кредита (amount), условия погашения кредита (repayment), обеспечение, страхование риска непогашения кредита (insurance).
В методике, принятой в Великобритании (PARTS), к заемщикам предъявляются такие требования: назначение, цель получения заемных средств (purpose), сумма, размер кредита (amount), оплата, возврат долга, процентов (repayment), срок предоставления кредита (term), обеспечение погашения кредита (security) [18, с. 103].