Виды финансовых стратегий фирмы
Критерии выбора проектов
Критерии принятия инвестиционных решений.
. Критерии, позволяющие оценить реальность проекта:
нормативные критерии (правовые) т.е. нормы национального, международного права, требования стандартов, конвенций, патентоспособности и др.;
ресурсные критерии, по видам:
научно-технические критерии;
технологические критерии;
производственные критерии;
объем и источники финансовых ресурсов.
. Количественные критерии, позволяющие оценить целесообразность реализации проекта:
соответствие цели проекта на длительную перспективу целям развития деловой среды;
риски и финансовые последствия (ведут ли они дополнения к инвестиционным издержкам или снижения ожидаемого объема производства, цены или продаж);
степень устойчивости проекта;
вероятность проектирования сценария и состояние деловой среды.
. Количественные критерии (финансово-экономические), позволяющие выбрать из тех проектов, реализация которых целесообразна (критерии приемлемости):
стоимость проекта;
чистая текущая стоимость;
прибыль;
рентабельность;
внутренняя норма прибыли;
период окупаемости;
чувствительность прибыли к горизонту (сроку) планирования, к изменениям в деловой среде, к ошибке в оценке данных. [16]
Критерии оценки проекта.
Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо, в первую очередь, провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению проекта. Проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям инвестиционного проекта, состояние основных фондов и т.п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность проекта, но оценить их количественно очень сложно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инвестиционных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки проектов, которые включают:
цели, стратегии, политику и ценности предприятия;
маркетинг;
НИОКР;
финансы;
производство. [24]
Рассмотрение критериев оценки проекта.
. Цели, стратегия, политика и ценности предприятия. Оценивая проект в этом направлении необходимо выявить, на сколько цели и задачи проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.
. Маркетинг, для реализации проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат проекта - продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования - спрогнозировать спрос на новую продукцию, которая в начальный период предложения ее на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новую продукцию будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукции, создающие ее новую модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по проекту, предлагающему принципиально новый продукт, очень сложно, т.к. в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование в такой ситуации с большей долей вероятности может дать ошибочный и даже отрицательный результат.
Технологические инновации, ориентированные на повышение производительности продукта (в перспективе обеспечивающие резкое увеличение объема прежнего по качеству продукта при прежних или незначительно больших затратах на его производство) или ориентированные на резкое снижение себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, нуждаются в проведении сложных маркетинговых исследовании в оценке резервов емкости рынка предлагаемого инвестиционным проектом продукта или услуги.