Виды финансовых стратегий фирмы

Налоговая система Российской Федерации и налогообложение физических лиц
Среди федеральных налогов следует выделить регулирующие налоги, которые в соответствии с бюджетным законодательством (ст.48 Бюджетного кодекса РФ) поступают в бюджеты всех уровней. К ним относятся: налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц.
К региональным относятся налоги и сборы, обязательные к уплате лишь на территории субъектов Российской Федерации. Точнее, это налоги и сборы субъектов федерации. К этим налогам, состав которых определяется ст.14 Налогового кодекса РФ, относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог. В действие данные налоги вводятся законами субъектов Федерации.
Местными признаются налоги, действующие и обязательные к уплате на территории муниципального образования. К местным налогам, состав которых предусмотрен ст.16 налогового кодекса РФ, относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц. При введении местного налога представительные органы местного самоуправления определяют: налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности по данному налогу.
Местные налоги выступают составной частью налоговой системы Российской Федерации, и их существование отвечает в первую очередь интересам муниципальных образований, их жителей. Однако местные налоги в нашей стране занимают скромное место в доходах муниципальных бюджетов. В ближайшем будущем предполагается установить единый местный налог - налог на недвижимость. [13, с.215]
Наряду с федеральными налогами, установлены для малого и среднего предпринимательства специальные налоговые режимы. К ним относятся:
) для советов народного хозяйства (СНХ);
) упрощенная система налогообложения (УСН);
) единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
В настоящее время планируется переход от ЕНВД к УСН на основе патента.
Для России как федеративного государства наиболее важны взаимосвязи налогов и сборов по уровням управления, поскольку налоговая система призвана обеспечивать сбалансированность федеральной, региональной и местной власти посредством наделения их налоговой компетенцией.
Другая система налогов, выстраивающая их по способу взимания, подразделяет налоги на прямые и косвенные. В прямых налогах объектом обложения является доход или имущество налогоплательщика. Налог исчисляется в виде определенной доли от денежных доходов (заработной платы, прибыли предприятия) либо имущественного состояния плательщика (стоимости строений, транспорта). В прямых налогах налогоплательщик приходит в непосредственные отношения с налоговыми органами, которые предъявляют к нему свои "податные требования". К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц, налог на землю и другие.
Косвенные налоги, в отличие от прямых, не связаны с доходами и имуществом налогоплательщика. Они включаются в цену товара и оплачиваются покупателем. Иначе говоря, в косвенных налогах товары облагаются путем надбавки к цене товара и покупатель, покупая товар по более высокой цене, уплачивает государству этот скрытый для него налог. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Классификация по плательщикам включает три группы налогов: с юридических лиц (налог на прибыль организаций и др.), физических лиц (налог на доходы физических лиц, на наследование или дарение и др.), с юридических и физических лиц (транспортный налог и др.).
Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. [Приложение 1]
В нашей стране принципы построения налоговой системы сформулированы в Налоговом кодексе Российской Федерации (первой части):
· обязательность уплаты налогов.
· налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
· не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство.
· налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
· не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов или налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица или места происхождения капитала.
Если сравнивать налоговую систему РФ и зарубежных стран, то отличий во много раз больше, чем общих черт. Значительная часть государственных программ развитых зарубежных стран имеет социальную направленность, в том числе и налоговая политика. Рассмотрим принципиальные отличительные черты налогообложения физических лиц на примере подоходного налога, отчислений на социальное страхование и налога на имущество.