Виды финансовых стратегий фирмы
Подоходный налог с физических лиц. Перспективы развития
Сейчас в стране ставки налогов инсталлируются без достаточного экономического анализа их действия на создание, на стимулирование инвестиций и т. д. Меж тем при установлении ставок налогов нужно учесть их влияние не лишь на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов.
Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если разные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В неприятном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.
Работающая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новейшие (и тотчас совершенно не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать нехорошие последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы.
Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, ежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому принципиально, чтоб доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтоб при иных равных условиях у бизнесмена не было мотива перераспределять доходы в целях «легального» понижения размера уплачиваемого налога.
Снижение общей налоговой нагрузки. Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико. Часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок и нередко отмечается фиктивное применение льгот.
Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно.
Упрощение налоговой системы. Установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.
Совершенствование работы налоговых органов. Необходимо осуществлять постоянный контроль качества работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников.
Введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Например, практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога: в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.
Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость.
В перспективе переход на прогрессивный подоходный налог в России станет неизбежным. Но для этого понадобится изменить как концептуальные подходы в отечественной экономике, так и излишне запутанное пока практическое налоговое администрирование, указывают аналитики.