Виды финансовых стратегий фирмы
Налоги с физических лиц. Каков вес в настоящее время налогового бремени
На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:
отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия; отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен, несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.
Суммарная налоговая нагрузка на валовой внутренний продукт РФ не является чрезвычайно высокой - от 25 до 35% (для сравнения: в Швеции - 55,5%). Однако определение реальной величины налоговой нагрузки во многом зависит от применения той или иной методики ее исчисления.
Для измерения налоговой нагрузки сотрудниками Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения введено понятие «полная ставка налогообложения» (ПСН), которая показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в госбюджет. Расчеты ПСН показывают, что общее бремя налогов в России оценивается в 35-60% , что примерно на 5-20 пунктов выше, чем в ряде зарубежных стран. Более того, это намного выше уровня «налоговой ловушки» (40%), когда инвестирование в развитие производства становится невыгодным.
Для гармонизации налоговой системы России и стимулирования хозяйственной активности необходимо снижение ПСН до уровня 20-30%.
Другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему, - это соотношение налогов от внутренней и внешней торговли. Величина данного показателя в индустриально развитых странах составляет 12:1, в России - примерно 2:1.
В налоговых системах разных стран часто соотношение прямых и косвенных налогов различно. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост.
В настоящее время структура налоговых поступлений в России продолжает заметно отличаться от большинства развитых стран. Как нигде в мире, низка доля прямых налогов в совокупных налоговых поступлениях (20%) и высока доля косвенных налогов (75%). Низкая доля прямых налогов обусловлена незначительной по сравнению с другими странами важной составляющей - налогом на доходы физических лиц (0,2%). В странах с развитой рыночной экономикой этот налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений.
Перспективы развития экономики во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений и тем предельным уровнем налоговой нагрузки, который возможен в условиях действующей экономической политики государства и налогового законодательства.
1 2