Виды финансовых стратегий фирмы
Сущность и принципы налогообложения
С экономической точки зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги - это устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Наиболее важными характерными чертами налогов, составляющими их юридическую сущность, являются безвозмездность налоговых платежей, принудительность их выплат, порядок их установления и введения, определение конкретного размера налога и точного срока его внесения.
Безвозмездность налоговых платежей означает, что денежные средства, вносимые в бюджет в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они переходят от юридических и физических лиц в собственность государства безвозмездно и направляются им на нужды, связанные с финансированием экономики, социально-культурных мероприятий, обороны, содержанием государственного аппарата. Государство не предоставляет никаких непосредственных компенсаций налогоплательщикам за вносимые ими в бюджет средства, т.е. не существует прямой, непосредственной связи между величиной налога, уплаченного конкретным плательщиком и объёмом общественных благ, которые предоставляются ему за счёт того же налога. Этим налог отличается от цены (как платы за добровольное потребление товара или услуги), или компенсационного сбора, которые могут быть обязательными и добровольными, но которые всегда связаны с извлечением определённой выгоды или пользы из предоставленной государством услуги.
Безмездный характер налоговых платежей не означает, однако, что государство, взимая налоги, не предоставляет их плательщикам определенные материальные блага. Как известно, средства на бесплатное образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т.д. выделяются из доходной части государственного бюджета, которая, формируется в основном за счет налогов.
Отсутствие прямой, зримой для каждого налогоплательщика связи между объемом уплачиваемых государству налогов и получаемых от него материальных благ дает ему повод рассматривать налоги как бремя, хотя они могут и одобрять направление государственных расходов, финансируемых за счет этих платежей. Отсюда зачастую и стремление отдельных плательщиков уклонится от уплаты налогов, занижать свои доходы.
Принудительный характер юридической сущности налога состоит в том, что в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществить уплату налогов. В соответствии со статьей 51 Конституции Республики Узбекистан обязанность по уплате налога является конституционной. Конституции большинства развитых стран также придают налоговым обязательствам своих граждан и подданных конституционный характер, что демонстрирует особую важность налогов и их значение для государства.
Обязательность налогов обеспечивается силой государства в лице его соответствующих органов, наделенных властными полномочиями, и поэтому уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер. По словам Поля Мари Годме, «элемент принуждения настолько велик в понятии налога, что это влечет за собой исключение из налоговой сферы поступлений, не носящих принудительного характера».
Современным налоговым системам некоторых стран известен так называемый необязательный налог и в частности, церковный, установленный не законодательными актами, а исполнение, которых обеспечивается моральным авторитетом религиозных норм. Например, в мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит (Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан и др.), религиозные налоговые нормы, санкционированные государством, становятся общегосударственными. В частности, такие платежи, как исламские налоги, взимаются в соответствии с Кораном и направляются на поддержку мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным и т.д.
Однако такая практика не является общепринятой, так как, например, в Исландии церковные налоги распространены даже на неверующих, которые уплачивают их в один из стипендиальных фондов Исландского университета.