Виды финансовых стратегий фирмы
Приоритеты и пути реализации эффективной налоговой политики
В основе формирования налоговой политики любого государства лежат две взаимоувязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней, что является решением фискальных задач государства, и использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
Разумный паритет функций налогообложения и определяет эффективность всей налоговой политики в целом. Налоговая система, как область приложения действия налоговой политики, является своеобразным индикатором принимаемых решений.
Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая реформа? Здесь не следует вести речи о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование.
Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.
Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
Налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер. Более того налоговое законодательство противоречиво и запутанно;
· абсолютно не соблюдается принцип справедливости при распределении налогового бремени;
· в недостаточной мере используется стимулирующая функция налогов в целях поощрения развития производства;
· механизм исчисления и взимания некоторых видов налогов крайне сложен, что создает массу возможностей для сокрытия доходов от налогообложения;
· искажение экономических приоритетов в виде преувеличенного внимания к льготам;
· действующее законодательство содержит множество “белых пятен” , что затрудняет возможность эффективного применения налоговой политики;
· существует нерациональная максимизация прав и полномочий местных органов власти в области нормотворчества;
· наблюдается низкий уровень правовой информированности налогоплательщиков.[13]
Негативная в целом оценка результатов проведения политики в области налогообложения и функционирования действующей налоговой системы России обязывает определить основные приоритеты эффективной налоговой политики, отражающей стратегические направления налогового реформирования:
. Проведение реструктуризации и переориентация целевой направленности российской системы налогообложения. Необходимо изменить структуру налоговой системы с целью уловить теневые финансовые потоки, построить налогообложение таким образом, чтобы заинтересовать предприятия и предпринимателей в увеличении легальных объемов производства, экспорта и продаж, в легализации и росте показанных в отчетах доходов (прибыли, оплаты труда, предпринимательского и валового доходов). В налоговой системе необходимо изменить соотношение между косвенными налогами на бизнес и прямыми подоходными налогами в сторону увеличения доли последних с тем, чтобы они составляли не менее 50% всех налоговых доходов. В составе же косвенных налогов на бизнес следует сместить акцент на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами, включая штрафные налоги за нарушение норм природопользования.
. Обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней исключительно за счет наращивания объемов производства, продаж и доходов, легализации российского бизнеса, а не в результате увеличения налоговых ставок и введения дополнительных (к установленному перечню) налогов. При этом целесообразно расширение специальных налоговых режимов на отрасли добывающей промышленности в связи с их спецификой, предполагающих замену большинства налогов и сборов единым (совокупным) налоговым платежом, при сохранении в качестве самостоятельных экспортных пошлин, рентного налога на сверхприбыль, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и социального налога.
. Стратегическое направление налоговой политики - снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на основе оптимизации ставок и упорядочения базы обложения основных налогов, определяющих структуру доходов бюджета. При этом не следует ориентироваться на общепринятый налоговый предел (35-40%) и те рыночно развитые страны, где доля налогов в ВВП составляет 45-50% (Дания, Швеция, Бельгия, Франция). У них совершенно иная социально-экономическая ситуация, не имеющая ничего общего со стагфляционным состоянием российской экономики. Поэтому, учитывая острую необходимость в обеспечении экономического роста и стимулировании инвестиций в России, необходимо поэтапно довести налоговое бремя до оптимальных 28% к чистой добавленной стоимости без учета «теневой» экономики (в значениях предельных границ налоговых изъятий 25-31%).
. Еще одним немаловажным стратегическим направлением бюджетно-налоговой политики является пересмотр позиции государства по отношению к доходам от государственных имущества и собственности. Чем больше будут неналоговые доходы, тем больше возможностей для снижения налогового бремени на товаропроизводителей. К примеру, в 1999 г. дивиденды были выплачены государству лишь тринадцатью процентами акционерных обществ, а бюджетные назначения выполнены ими только на 50%. Необходимо усилить государственный контроль и повысить участие в формировании доходов бюджета естественных монополий, Министерства путей сообщения и Центробанка РФ. При сокращении производства продукции они продолжают бесконтрольно расширять численность (в 1999 г. в газовой промышленности - на 67%, в электроэнергетике - на 55%), существенно превышать нормативы расходов на содержание аппарата управления, установленные для них. Поэтому, снизив непроизводительные расходы и обеспечив надлежащий контроль за использованием эмиссионного дохода ЦБ РФ, можно значительно пополнить доходы бюджета.